10 лет рынку B2B электронного документооборота в России

24.12.2014

В декабре 2014 года российский рынок электронной коммерции отмечает важный и большой юбилей — 10-летие внедрения в практику торговых сетей электронного документооборота с поставщиками. Число различных рутинных документов, которые ежедневно курсируют между офисами ритейлеров и поставщиками, в масштабах страны достигает астрономических величин. Это сведения о каталогах продукции, заказе и подтверждении заказа, об отгрузке товара и его приемке и т.д., — и все эти документы успешно меняются с бумажных версий на электронные.

EDI (англ. Electronic data interchange — электронный обмен данными) — это обмен простыми сообщениями «хочу заказать товар», «товар отправлен», «ваш товар принят», и т.д., которые ранее передавались по факсу, электронной почте или согласовывались по телефону. С внедрением EDI эти сообщения приобрели стандартизованный вид и могут отправляться прямо из учетной системы поставщика и торговой сети (1С, SAP и т.п.).

В России идея EDI витала в воздухе уже в начале 2000-х, для ее реализации требовался местный оператор и программное обеспечение. Работоспособное решение, которое принял рынок, впервые было предложено в 2004 году петербургской консалтинговой компанией «КОРУС Консалтинг» вместе с польской компанией COMARCH SA, ведущим центрально-европейским вендором ПО в области электронного документооборота. Первыми поддержали проекты компании P&G, Mars, Gillette, METRO Cash & Carry. Они использовали опыт своих зарубежных офисов для оптимизации логистики. Среди торговых компаний пионерами по внедрению EDI в России стали METRO Cash & Carry, «Лента» и тогда еще работавший «Мосмарт», которые увидели большой потенциал электронного документооборота в снижении издержек бизнеса.

«EDI — это просто, изящно и эффективно, при почти полном отсутствии ошибок ручного ввода данных, ошибочных поставок, пересортицы и т.д. В 2014 году мы обменялись с поставщиками 3,3 млн сообщений, сэкономив значительные финансовые средства, не говоря уже об отсутствии тонн бумаги и тысяч использованных картриджей»,

— комментирует Питер Бооне, генеральный директор МЕТРО Кэш энд Керри Россия.

По-настоящему о развитии рынка EDI в России начали говорить с 2012 года, когда к операторам этого сервиса стали ежегодно подключаться сотни новых компаний. Сегодня рынок электронного документооборота растет гигантскими темпами, по телекоммуникационным каналам связи в 2014 году передано в 3-4 раза больше электронных документов, чем за 2013 г. В ноябре 2014 года месячный EDI-трафик только в «КОРУС Консалтинг СНГ» достиг отметки более 6 млн. сообщений. Подобный рост отмечают все без исключения компании, которые работают на этом рынке.

Сегодня в сегменте «Розничная сетевая торговля» использование EDI достигает более 50% рынка, причем в ЦФО, СЗФО и УрФО этот процент значительно выше среднего. Активное внедрение EDI сейчас наблюдается также в ЮФО, в меньшей степени — в Сибири и на Дальнем Востоке. Пока слабо охвачена EDI-сервисом промышленность, госорганы. Перспективы рынка EDI на 2015 и последующие годы выглядят довольно оптимистичными, особенно в свете последних тенденций бизнеса по всемерному сокращению издержек.

В 2015 году рынок услуг обмена электронными сообщениями, кроме роста трафика и подключения новых компаний, с большой вероятностью ждет основательная консолидация. Ряд операторов EDI, вышедших на рынок в 2013 и 2014 году с демпинговыми ценами, в новой макроэкономической ситуации, скорее всего, будут вынуждены повышать цены и терять долю рынка или вообще уходить из бизнеса. На маржинальность бизнеса EDI-операторов будет давить растущая рублевая стоимость сетевого и серверного оборудования, необходимого для развития их технологической базы. Соответственно, для клиентов все большее значение будет приобретать стабильность бизнеса EDI-оператора и прогнозируемость его присутствия на рынке, поскольку любые отключения от сервиса или нарушения в трафике ведут к прямым убыткам участников сделок.

«Со своей стороны, «КОРУС Консалтинг СНГ», как 100% дочернее предприятие ОАО «Сбербанк России», гарантирует клиентам надежность их документооборота и стабильность цен на услуги, соблюдение всех требований закона о защите персональных данных 152-ФЗ. Мы не планируем, как и ранее, брать предоплату за свои услуги или номинировать услуги в у.е., а тем более — пересматривать условия договоров. Наша задача — всемерно улучшать качество услуг, привносить новый функционал в сервисы, помогая клиентам работать в кризисное время эффективнее, быстрее, с меньшими издержками»,

— прокомментировал рыночные перспективы компании Илья Рубцов, директор «КОРУС Консалтинг СНГ».

ООО «КОРУС Консалтинг СНГ» (http://www.esphere.ru) — оператор электронного документооборота и аккредитованный удостоверяющий центр. Предоставляет организациям и индивидуальным предпринимателям услуги обмена коммерческими и юридически значимыми документами, а также услуги передачи обязательной отчетности в государственные органы Российской Федерации.

ООО «КОРУС Консалтинг СНГ» входит в группу компаний ОАО «Сбербанк России».

OOO «КОРУС Консалтинг СНГ» — пионер внедрения EDI-технологий в Российской Федерации с 10-летним опытом работы в области передачи электронных данных. Клиентами компании являются более 140 торговых сетей Российской Федерации, в т.ч., крупнейшие, российские и международные компании-производители, банки, логистические и телекоммуникационные операторы.
«КОРУС Консалтинг СНГ» занял 6-е место в ежегодном рейтинге CNews Analytics «Крупнейшие поставщики SaaS в России 2014» и 2-е место по числу коммерческих клиентов.