ЭДО/EDI в ритейле: динамика и регулирование

ЭДО/EDI в ритейле: динамика и регулирование

ЭДО/EDI в ритейле: динамика и регулирование - репортаж с 3-ей ежегодной весенней конференции «Оптимизация бизнес-процессов межкорпоративного документооборота»

Просмотров: 619 17.05.2016 EDI

«КОРУС Консалтинг СНГ» представляет серию репортажей, раскрывающих содержание докладов и атмосферу дискуссий по теме В2В электронного документооборота между профессионалами-практиками, исследователями рынка и представителями технологических компаний:

ЭДО/EDI в ритейле: динамика и регулирование

Темы докладов:

Что ждет ритейл: состоится ли «2020 без бумаги»? Динамика использования ЭДО.

Елена Ткаченко, координатор ECR Russia

О текущем состоянии инструментария ЭДО/EDI применительно к ритейлу в РФ рассказала Елена Ткаченко, координатор ECR Russia. По ее словам, избавиться от бумаги, адаптировав цифровые средства ведения информационного обмена в торговле к 2020 году вполне реально: многое в России для этого уже сделано.

Елена Ткаченко, координатор ECR Russia
Елена Ткаченко, координатор ECR Russia

«У разных торговых сетей разные стратегии — кто-то фокусируется на развитии 2-3 сообщений и доводит их содержание в общении с контрагентами до максимума, кто-то постепенно разрабатывает множество типов сообщений на относительном небольшом количестве поставщиков и партнеров. Сегодня динамика внедрение EDI сетями ритейла представляет примерно следующую картину: сообщения типа ORDERS используется в почти 100%-ном объеме сетями «Лента», X5, «Магнит», «Ашан», «Дикси», «Метро» и т.д. , также активно задействованы ORDER RESPONSE, DISPATCH ADVISE, PRICAT»,

— рассказала Елена Ткаченко.

Новые перспективы открывают планы по неформализованным документам в структуре ЭДО. Также, возникшие недавно требования к прослеживаемости истории создания и продаж продукции определенных товарных групп сталкиваются с отсутствием партионного учета — необходима маркировка логистической единицы, но ее пока нет. Рабочая группа в ECR по этому вопросу уже работает, и, как вариант, предлагается использовать инструмент SSCC.

Мнение эксперта. Сервис компаний-операторов EDI и ЭДО.

Юрий Степанищев, Юнискан ГС1 Рус

По данным руководителя Юнискан ГС1 Рус Юрия Степанищева, услуги EDI/ЭДО, предоставляемые сегодня в России более, чем 100 операторами, охватывают 2,04 млн клиентов. Совокупный трафик ЭДО/EDI в 2015 году составил 500 млн документов (рост более чем в 2 раза по сравнению с 2014 годом). Пара лидирующих провайдеров не изменилась — «КОРУС Консалтинг СНГ» и СКБ «Контур».

Юрий Степанищев, Юнискан ГС1 Рус
Юрий Степанищев, Юнискан ГС1 Рус

Из госинициатив, которые скажутся на сегменте ЭДО/EDI для ритейла, эксперт отметил введение с 1 апреля 2016 года обязательную идентификацию меховых изделий с помощью RFID-бирок. Второй тренд — введение добровольного использования сертификатов GS-1 для продуктов питания. Еще одна новелла — Россельхознадзор и его требования к прослеживаемости истории продукции по цепочке производства и поставок до конечного потребителя. С точки зрения EDI эта мера простимулирует поток сообщений DESADV и RECADV в уточненной версии для мясной и рыбной промышленности (разработаны во Франции местным офисом GS-1, локализации для РФ пока не существует).

Как эффективно взаимодействовать B2G.
Инициативы министерств, контролирующих деятельность в торговле: способы прослеживаемости продукции ЕГАИС \ Меркурий и т.д.

Олег Виниченко, руководитель программы проектов, ДИТ ГК Дикси

Руководитель программы проектов ДИТ ГК «Дикси» Олег Виниченко подробно осветил тему прослеживаемости истории продукции. По его данным, к системам ЕГАИС и Меркурий с 1 января 2018 года добавятся система прослеживания продукции растительного происхождения и аналогичная система для сферы лекарственных препаратов (2019/20).

Бизнес в процессе разработки функционала таких решений в рамках рабочих групп может реально влиять на особенности будущих систем с учетом интересов ритейла — не все предложения проходят, но динамика, в целом, положительная, рассказал представитель «Дикси». Фиксация каждого этапа изменений, вносимых в конкретную партию товара (например, при переработке мяса) создает поток информации, которую нужно предоставлять государству.

«Рекомендация от нас — информация для государства в плане обеспечения запросов к уровню безопасности должна быть минимальной: мастер-данные и т.д., тогда как информация для B2B обмена должна выноситься через EDI-поток»,

— заключил Олег Виниченко.

Новые правила торговли. Изменение 54-ФЗ.

Андрей Потехин, менеджер по pre-sale, АТОЛ

Андрей Потехин, менеджер по pre-sale компании АТОЛ , продолжил тему государственного регулирования с докладом «Новые правила торговли. Изменение 54 ФЗ». Одно из главных ожидаемых в свете законодательных новшеств — появление оператора фискальных данных, а также новые механизмы обработки платежной информации. Все данные об оплате по чеку будет храниться на серверах, благодаря чему государство сократит теневой оборот и обеспечит пресечение незаконной предпринимательской деятельности.

Андрей Потехин, менеджер по pre-sale, АТОЛ
Андрей Потехин, менеджер по pre-sale, АТОЛ

Кассовыми аппаратами с фискальной памятью будут вынуждены обзавестись и микробизнесы (ИП на УСН, «патентники», УСВН), которые сейчас освобождены от необходимости использовать ККМ при оформлении покупок от клиентов. С учетом стоимости ККМ с фискальной памятью, его обслуживании и иных сопутствующих статей расхода (интернет), затраты на 1 аппарат прогнозируются на уровне 60 тыс. руб. для срока эксплуатации 5 лет, что может оказаться тяжелой ношей для ИП и «патентников». Это, с одной стороны, позволит ФНС учесть многие операции этой категории предпринимателей, с другой — может повлечь массовое закрытие малобюджетных микробизнесов или уход их в тень.

«Закон введет новые термины — «электронный чек» с возможностью его отправки на e-mail и печатью бумажного варианта по требованию покупателя. Также появится реестр фискальных накопителей, в который будут вноситься данные не только о модели, но и конкретном экземпляре устройства. Регистрировать их можно будет самостоятельно через личный кабинет на сайте ФНС без обращения в ЦТО и без обслуживания — экономия составит около 9 тыс. рублей в год на один аппарат»,

— рассказал Андрей Потехин.

На волне ЭДО: новинки в е-документах 2016 для Вас и Вашего бизнеса.

Анна Климова, главный бухгалтер P&G

Главный бухгалтер Procter&Gamble Анна Климова в своем докладе «На волне ЭДО. Новинки в е-документах 2016 для Вас и Вашего бизнеса» призвала участников рынка в 2016 году искать в ЭДО новые возможности для взаимодействия бизнеса и государства.

Анна Климова, главный бухгалтер P&G
Анна Климова, главный бухгалтер P&G

Основные инициаторы изменений, по мнению докладчика:

  • ФНС
  • Минфин
  • Минкомсвязи
  • Банк России
  • ФТС, РАР, другие ведомства
«Отмечу, что бизнесу удается вносить свои требования и пожелания в ФНС и никакой радикальной смены и слома существующих и сложившихся паттернов не случится — сообщество наладило действенное взаимодействие с регулятором»,

— подчеркнула Анна Климова.

620