14 июня Госдума России в третьем, окончательном чтении приняла проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Далее проект закона будет направлен в Совет Федерации и на подпись президенту.
Компания «КОРУС Консалтинг СНГ», 100% дочернее общество ПАО Сбербанк, в настоящее время готовит программное обеспечение и серверные мощности к получению лицензии оператора фискальных данных, а также к участию в проекте «Эвотор» по оснащению малого бизнеса «умными» онлайн-кассами на базе планшета.
Особенностью будущей редакции закона 54-ФЗ является онлайн-передача в ФНС сведений по каждой совершенной покупке в розничных и интернет-магазинах. Покупатели смогут получать электронные чеки, которые, — в отличие от бумажных, — проще найти в их смартфонах, а также предъявить в случае возврата покупки или иных претензий. Чек формируется в контрольно-кассовой машине (ККТ), записывается на ее фискальный накопитель. Далее чек отправляется оператору фискальных данных (ОФД), который подтверждает, что чек принят. ОФД хранит этот чек и передает Федеральной налоговой службе. Предполагается, что покупатель всегда сможет запросить копию электронного чека, что повышает защищенность гражданина как потребителя.
Торговым и сервисным предприятиям, уже использующим ККТ, потребуется к 1 февралю 2017 года модернизировать ККТ или приобрести новые аппараты с уже установленным фискальным накопителем. С 1 июля 2018 года подобными ККТ должны быть оснащены и предприятия малого бизнеса, которые сейчас освобождены от необходимости использования ККТ.
В проекте закона в статье 1 закреплено определение оператора фискальных данных как юридического лица, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации, находящегося на территории Российской Федерации, получившего в соответствии с настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами «Разрешение на обработку фискальных данных». Перечень обязанностей оператора определен новой редакцией статьи 32 «Требования к оператору фискальных данных».
Утверждены изменения в ряд статей, в том числе в статьи 2 и 3, частично освобождающие кредитные организации (банки) от использования ККТ при безналичных операциях с гражданами, и полностью освобождающие от применения ККТ религиозные организации и рыночных торговцев продуктами, в том числе с передвижных лотков. Сделаны послабления для юрлиц, работающих в отдаленных местностях. Юрлица и ИП, осуществляющие в своей деятельности реализацию продукции и услуг исключительно другим юрлицам, и ведущие расчеты между собой банковским переводом (без применения платежных карт), также будут освобождены от применения ККТ.
Госдума определила изменения в Административный кодекс РФ о размере штрафов для юридических лиц за неиспользование ККТ с фискальным накопителем или его неверное использование. В зависимости от ситуации, они будут в размере от 10 тыс. рублей до 30 тыс. рублей. К оператору фискальных данных будут применяться наиболее серьезные меры административного воздействия, включающие в случае первого нарушения —штраф до 1 миллиона рублей на организацию и до 50 тысяч рублей на руководителя. В случае повторного привлечения оператора фискальных данных к административной ответственности в течение одного года, — у оператора аннулируется «Разрешение на обработку фискальных данных» без права на подачу повторного заявления в течение последующего года.
Полный текст проекта закона доступен на сайте Госдумы.