Интервью Славомира Саяка, директора по продажам Comarch, о 10-летии рынка B2B электронного документооборота в России

26.01.2015

В декабре 2014 года рынок внешнего электронного документооборота в России отметил свое 10-летие. О том, какие изменения на EDI-рынке произошли и происходят сейчас в Европе, рассказал Славомир Саяк, директор по продажам компании Comarch. Именно польская компания Comarch была первым поставщиком в Россию программного обеспечения для обмена электронными EDI-документами.

EDI (англ. Electronic data interchange — электронный обмен данными) — это обмен простыми сообщениями между участниками торговых сделок в ритейле и других отраслях. «Хочу заказать товар», «товар отправлен», «ваш товар принят», и т.д., — это сообщения, которые ранее передавались по факсу, электронной почте или согласовывались по телефону. С внедрением EDI такие сообщения приобрели стандартизованный вид и могут отправляться прямо из учетной системы поставщика и торговой сети (1С, SAP и т.п.). В результате снижаются издержки бизнеса и повышается выручка за счет более быстрого оборота документов, отгрузки и приема товаров, отсутствия ошибок в заказах, пересортицы, и других проблем, которые сопровождают ручной учет данных в торговых предприятиях, на складах, и у поставщиков товаров.

Славомир Саяк

Рассказывает Славомир Саяк, директор по продажам компании Comarch:

В 2004 году EDI-рынок напоминал дикие джунгли, в которых бродили первые динозавры — энтузиасты своего дела, настойчиво объясняя клиентам, что за EDI-технологиями будущее. Сегодня российский рынок EDI шагнул далеко вперед, крупнейшие торговые сети уже даже перестали принимать бумажные документы от своих поставщиков, стимулируя их на переход на электронный документооборот.

Как в Европе развивается ситуация с е-invoicing в последнее время: расширяется/замедляется? Что мешает/помогает движению?

Да, в Европе развиваются инициативы, связанные с продвижением электронных счетов-фактур, например:

  • введение в некоторых странах обязательного обмена электронными счетами-фактурами с органами государственного управления — например в Австрии, Греции, Испании(в пределах всего ЕС к концу 2018 года);
  • расширение проектов EDI на небольших клиентов, где внедряют счет-фактуру с PKI (с электронной подписью), отправляемую по электронной почте или доступную через веб-портал (до сих пор обычно крупные производители работали с сетями через EDI-операторов);
  • расширение в торговых сетях проектов в части передачи исходящих счетов-фактур клиентам в секторе B2C.

Заинтересованы ли госорганы во внедрении e-invoicing? Может ли развиваться отрасль в отдельновзятой стране, например, Польше или вопрос должен решаться на уровне ЕС? Наблюдаете ли Вы упрощение в части налоговой отчетности и администрирования с целью облегчить взаимодействие бизнеса с государством? Какие шаги в этом направлении предпринимаются, какие бы Вы хотели увидеть?

На уровне ЕС это наиболее активная тема — внедрение электронных счетов-фактур для обмена с государственной администрацией. На уровне ЕС и ассоциации EESPA присутствуют инициативы, которые работают по стандартам (самый популярный OPENPEPPOL), но решение зависит уже локально от данных государств (и некоторые страны уже ввели такую обязанность — Норвегия, Испания, Австрия). На данный момент я не слышал об инициативе по электронной отчетности предпринимателей для государства, — это делают Украина и Турция (электронные книги), но на уровне ЕС, полагаю, что такой обязанности нет.

Как вы оцениваете результаты The Exchange Summit (форум по е-invoicing), прошедшего в начале октября в Барселоне? Какие тенденции — куда движется отрасль? Какие новые формы внебанковского финансирования обсуждались на форуме? Какие идеи показались Вам наиболее интересными и перспективными?

The Exchange Summit — это хорошее событие, чтобы обменяться опытом между операторами и познакомиться с интересными практиками / внедрениями. Кроме того, это тоже источник информации об инициативах на уровне ЕС и об инициативах в отдельных странах. Особенно интересной является возможность познакомиться с разными практиками в Южной и Северной Америках.

Что касается финансирования цепочки поставок, наиболее часто используется модель предоставления услуг по финансированию третьими лицами, чаще всего, банками, значит supply chain financing (a’la факторинг). А в США популярность набирает Dynamic Discounting — получение дисконта от суммы, указаной в счете-фактуре, при досрочной оплате.

Comarch совместно с ООО «КОРУС Консалтинг СНГ» (в прошлом часть ООО « КОРУС Консалтинг») можно по праву назвать основоположниками EDI в России. В первую очередь, благодаря именно их усилиям, началось активное внедрение EDI в ритейле, и на протяжении многих лет это успешное партнерство удерживало и удерживает лидирующее положение на российском рынке EDI-услуг.


OOO «КОРУС Консалтинг СНГ» — пионер внедрения EDI-технологий в Российской Федерации с 10-летним опытом работы в области передачи электронных данных. Клиентами компании являются более 140 торговых сетей Российской Федерации, в т.ч., крупнейшие, российские и международные компании-производители, банки, логистические и телекоммуникационные операторы.