Репортажи с 3-ей ежегодной весенней конференции «Оптимизация бизнес-процессов межкорпоративного документооборота»

16.05.2016

«КОРУС Консалтинг СНГ» представляет серию репортажей, раскрывающих содержание докладов и атмосферу дискуссий по теме В2В электронного документооборота между профессионалами-практиками, исследователями рынка и представителями технологических компаний:

«КОРУС Консалтинг СНГ», лидер рынка В2В электронного документооборота и пионер внедрения EDI-технологий в России, 21-22 апреля 2016 года провел очередную ежегодную, ставшую уже третьей по счету, конференцию по оптимизации бизнес-процессов межкорпоративного документооборота. Ключевой темой мероприятия стали вопросы, объединенные единой концепцией — «Безбумажный мир ритейла», который, по разным прогнозам, может (и должен) наступить к 2020 году.

Отрасль ритейла прошла этап начального внедрения ЭДО и сегодня сформировала целый ряд новых потребностей: возник спрос на электронный факторинг, аналитику данных, портальные решения для работы с дистрибуторами. Государство со своей стороны выдвигает нормативные требования к отрасли, появляются новые стандарты документов и т.д.

Интерес к конференции всех игроков рынка, занятых в ритейле, лучше всего выражало количество участников — более 200 сотрудников ведущих компаний, представляющих торговые сети, поставщиков товаров, банки, отраслевые аналитические ресурсы.

Ритейл-2016: реалии рынка и digital-перспектива

«Мир постоянно и очень быстро изменяется, поэтому рынку, всем его участникам, предстоит совместно выработать понимание того, куда нам предстоит двигаться, с какой скоростью и целью»,

— подчеркнул во вступительном слове к конференции Сергей Вершков, руководитель «КОРУС Консалтинг СНГ».

Темы докладов:

О чем говорят новые данные с потребительского рынка.

Даниил Сомов, управляющий партнер Издательского дома RETAILER, глава Центра Исследований потребительского рынка ИД

Даниил Сомов, управляющий партнер Издательского дома RETAILER
Даниил Сомов, управляющий партнер Издательского дома RETAILER

Заняться бизнес-аналитикой своей деятельности придется всем ритейлерам, — по словам Даниила Сомова, главы Центра исследований потребительского рынка и управляющего партнера издательского дома RETAILER, оптимизация управления бизнес-процессами помогает сохранить маржинальность на фоне падения темпов роста розничной торговли в целом.

О чем говорят новые данные с потребительского рынка
Даниил Сомов, управляющий партнер Издательского дома RETAILER
Скачать презентацию

Впервые за несколько лет в 2015 году расходы потребителей в РФ показали значительное снижение. С 2014 года началась стагнация non-food сегмента, а в 2015 зафиксировано его падение. Как итог — уровень розничных продаж уже достиг уровня 2010 года с перспективой обрушения до показателей 2009 года, отметил эксперт.

Тем не менее, новые вызовы не являются, по словам Даниила Сомова, поводом «сложить оружие», а выступают для ритейла, скорее, стимулом для выхода на следующий уровень эффективности. Следует сосредоточиться на поиске новых путей оптимизации рабочих процессов розницы через адаптацию новых моделей и инструментов, в том числе из сферы ИТ.

Точки роста эффективности в ритейле.

Теймур Штернлиб, вице-президент ПАО Сбербанк
(доклад без презентации в стиле future vision)

Заняться бизнес-аналитикой своей деятельности придется всем ритейлерам, — по словам Даниила Сомова, главы Центра исследований потребительского рынка и управляющего партнера издательского дома RETAILER, оптимизация управления бизнес-процессами помогает сохранить маржинальность на фоне падения темпов роста розничной торговли в целом.

О перспективах и самых общих направлениях развития ИТ, следуя которым ритейл сможет отвечать на эти вызовы, рассказал аудитории Теймур Штернлиб, вице-президент ПАО Сбербанк:

  • Во-первых, сегодня происходит максимальное «спрямление» взаимодействия между потребителем и продуктом/услугой (примеры —Uber, Airbnb и т.д.) с дальнейшей трансформацией в персонализированные предложения. Справедливо это наблюдение и для таких векторов коммуникации ритейла, как общение с контрагентами и государством. Появляются стартапы по поиску помещений коммерческой недвижимости, сервисы по сбору готовой корзины покупок с доставкой, smart-контракты, облачные платформы для обмена документами, связанными с поставками, и т.д.
  • Во-вторых, свое слово начинает говорить Big Data (массивы больших разрозненных данных и их аналитика). Это сейчас главный инструмент для исчерпывающего анализа потребительского поведения, обеспечивающий беспрецедентное проникновение ИТ в ритейле.
  • Третье направление обозначено г-ном Штернлибом, как crowd-технологии: доступ к бесплатным или крайне дешевым peer-to-peer ресурсам для обеспечения доступа к капиталу, кадровым ресурсам и технологическим компетенциям.
  • Наконец, Machine learning: суперкомпьютеры сегодня способны, на основе накапливаемых данных, создавать персонализированные торговые предложения для каждого отдельного человека, что открывает огромные возможности для ритейла, особенно в перспективе прогнозирования.
«С какими-то из этих трендов нам предстоит конкурировать, какие-то — инкорпорировать в традиционный ритейл. Преимущество Сбербанка — огромные компетенции в плане взаимодействия с покупателем, опыт и понимание тонкостей, которые отсутствуют у стартапов по историческим причинам. Сбербанк может выступить для розничных сетей своеобразным ядром кристаллизации потребительских данных. Это win-win стратегия для банков и ритейла на основе обмена информацией о наших общих клиентах»,

— заключил Теймур Штернлиб.

Инновационные проекты в ногу со временем. Глобальные ожидания от B2B сервисов.

Sławomir Sajak (Славомир Саяк), Executive Sales Director COMARCH S.A., Ольга Виславных, руководитель отдела консалтинга по решениям EDI на российском и украинском рынках COMARCH S.A.

Тему ИТ-инноваций как тренда поддержал Славомир Саяк, исполнительный директор и директор по продажам компании Comarch S.A. Компания поддерживает рост своего бизнеса на уровне 10%-15% в год, что свидетельствует о глобальной востребованности инновационных решений для B2B-документооборота по всему миру и во всех отраслях глобальной экономики.

Sławomir Sajak (Славомир Саяк), Executive Sales Director COMARCH S.A.
Sławomir Sajak (Славомир Саяк), Executive Sales Director COMARCH S.A.

Инновации для ритейла компания в том числе развивает через направление Bluetooth-маячков (beacons), которые посредствам RFID считывают данные о потребителе и стратегии его поведения в магазине, предоставляя эту информацию ритейлеру.

«К 2020 году в мире будет больше «умных» устройств, чем людей — примерно в три раза. Это одно из направлений роста этого сегмента»,

— подчеркнул г-н Саяк.

Comarch: текущая деятельность и планы на будущее
Sławomir Sajak (Славомир Саяк), Executive Sales Director COMARCH S.A.
Скачать презентацию

В своем выступлении г-н Саяк упомянул, что для розничных сетей актуальность приобретают механизмы повышения среднего чека уже имеющихся покупателей: через программы лояльности и персонализированные предложения. Формирование таких предложений происходит на основе истории обслуживания, опираясь на данные, их обработку и анализ с помощью ИТ-инструментов, в том числе ЭДО/EDI как базового ИТ-инструментария для эффективного взаимодействия торговых сетей, дистрибуторов и поставщиков.

Ольга Виславных руководитель отдела консалтинга по решениям EDI на российском и украинском рынках, Comarch S.A., отметила следующие тенденции ЭДО/EDI в ритейле:

  • Крупные, с глобальным охватом, торговые сети выбирают в качестве партнера по ЭДО, как правило, одного ключевого оператора. Например, Metro Cash & Carry — история сотрудничества Comarch с этой сетью получила свою кульминацию в 2000 годы. Массовое подключение поставщиков компании к EDI-системе компании произошло сначала в Польше, а затем состоялось и международное масштабирование проекта: миграция всего хаба ЭДО Metro Group охватила 26 тыс. поставщиков в 25 странах.
  • Поворачиваются к ЭДО и производители — например, компания BIC, для которой Comarch выполнил работы в рамках проекта по подключению к системе 200 торговых сетей в 20 странах мира. Unilever также автоматизировал посредством технологий Comarch свои отношения с торговыми сетями, логистическими компаниями и партнерами.

Ольга Виславных, руководитель отдела консалтинга по решениям EDI на российском и украинском рынках COMARCH S.A.
Ольга Виславных, руководитель отдела консалтинга по решениям EDI на российском и украинском рынках COMARCH S.A.

«Внедрить ЭДО/EDI — мало. Для успешной работы системы в ритейле нужно также оптимизировать бизнес-процессы компании, которая внедряет выбранное решение. Здесь, конечно, важнейшую роль играет комплексное консультационное взаимодействие между всеми сторонами проекта — компании-заказчика решения, провайдера ЭДО/EDI, контрагентов, как полноправных участников ЭДО. Такие проекты очень сильно влияют на алгоритмы работы, и, как следствие, саму структуру компании»,

— подытожила свое выступление Ольга Виславных.

Глобальные ожидания от B2B сервисов в мире
Ольга Виславных, руководитель отдела консалтинга по решениям EDI на российском и украинском рынках COMARCH S.A.
Скачать презентацию

Стандарты EDI в России: выявленные проблемы; предложения изменений.
Отчет рабочих групп о качестве использования стандартов EDI в России.

Юрий Степанищев и Александр Смирнов, Юнискан ГС1 Рус&КОРУС Консалтинг СНГ

Вопросы стандартизации в EDI рассматривались Юрием Степанищевым и Александром Смирновым, представлявшими Юнискан ГС1 Рус и КОРУС Консалтинг СНГ. Они подвели итог конференции докладом «Cтандарты EDI в России. Выявленные проблемы и предложения по изменениям. Отчет рабочих групп о качестве использования стандартов EDI в России».

Александр Смирнов, КОРУС Консалтинг СНГ
Александр Смирнов, КОРУС Консалтинг СНГ

Применяемые сейчас стандарты операторов ЭДО/EDI и GS-1 при переводе посредством существующих карт преобразований форматов часто приводят к потерям документов, их повреждению или невозможности использования по каким-то другим причинам. Это один из существенных вызовов в перспективе развития ЭДО/EDI-сегмента как такового, равно как и проблемы соблюдения игроками ритейл-рынка и операторами глобальных сертифицированных стандартов цифровой документации.

Для работы с этими вопросами было решено создать профильный комитет, где будут обсуждаться и решаться все проблемы, носящие типичный для отрасли характер и создающие препятствия росту качества бизнес-процессов на основе электронных сервисов.

Первые встречи в рамках группы состоялись в марте 2016 года с поставщиками, в мае — они пройдут в Екатеринбурге, Москве и ряде других городов, к ним подключатся сети, регуляторы и т.д. После ряда таких сессий в 2016 году состоится подведение итогов и формирование первых результатов работы этой рабочей группы.

«Отраслевому диалогу пока не хватает конкретики, именно поэтому группа и работает над тем, чтобы профессионалы из разных отраслей согласовали все основные форматы. Этот момент, наряду с другими ключевыми вопросами, является одним из факторов для достижений заявленной цели — ритейла без бумаги к 2010 году»,

— суммировали эксперты.

Участники конференции согласились с тем, что сам факт расширения программы докладов и обсуждений на два полноценных рабочих дня говорит о расширении рынка ЭДО/EDI в ритейле. Узкая специализация, появление отраслевых тонкостей и рост точек соприкосновения различных направлений (ИТ, бухучет, стандартизация, законодательство и др.) демонстрируют потребность дальнейших обсуждений и консультаций в таком формате. Лидеры отрасли, к которым бесспорно относится КОРУС Консалтинг СНГ, могут (и должны) продолжать работу в этом направлении, что в значительной степени приблизит «безбумажную эру» за счет эффекта содержательного общения по самым актуальным бизнес-вопросам в живом формате непосредственного диалога.