Что нужно знать об АУСН?


Автоматизированная упрощённая система налогообложения (АУСН) — экспериментальный режим, в 2023 году доступный для бизнеса из Москвы, Татарстана, Калужской и Московской областей. Разберём самые популярные вопросы компаний и предпринимателей, касающихся новой системы налогообложения.
Отличия АУСН от УСН: кратко
О том, что представляет собой АУСН, мы писали ранее в этой статье. Главное преимущество режима налогообложения — автоматизированная отчётность и отсутствие необходимости платить страховые взносы. Сейчас кратко объясним, в чём главные отличия АУСН и УСН:
УСН можно совмещать с другими налоговыми режимами. АУСН применяется единолично, совмещать её с другими системами налогообложения не получится.
В обычной «упрощёнке» налоговым периодом признаётся год. На «автоупрощёнке» — месяц.
Ставка при режиме «Доходы» на УСН на базовом лимите равна 6 %, на повышенном — 8 %. На АУСН ставка равна 8 %.
Ставка при режиме «Доходы минус расходы» на УСН на базовом лимите составляет 15 % с минимальными налоговыми отчислениями в 1 % от выручки. На повышенном лимите ставка налога составляет 28 %. На АУСН ставка равна 20 % с минимальными налоговыми отчислениями в 3 % от выручки.
Объём годовой выручки на УСН в 2023 году с учётом коэффициентов-дефляторов не должен превышать на базовом лимите 188,55 млн руб., а при повышенном — 251,4 млн руб. Для применения АУСН объём годовой выручки не должен превышать 60 млн руб.
На УСН можно нанимать до 130 работников. При организации бизнеса на АУСН трудовой штат не может превышать 5 человек.
Для работы с АУСН нужно будет заключать договоры только с банками из списка ФНС. Запрещается платить зарплату сотрудникам наличкой. Также можно работать только с налоговыми резидентами РФ.
Вопрос № 1. Надо ли нанимать бухгалтера для бизнеса на АУСН?
Казалось бы, автоматизированная отчётность должна исключить работу бухгалтера. Однако это не совсем так:
ИП, выбравшие АУСН, имеют право не нанимать бухгалтера. Однако в случае, если у предпринимателя возникнут сомнения в том, корректно ли ФНС исчисляет ему налог, у него может возникнуть потребность в бухгалтере.
Для организаций ведение бухгалтерского учёта обязательно (ст. 6 закона № 402-ФЗ). Даже если компания относится к субъектам малого предпринимательства, упрощённый бухучёт всё равно придётся вести.
Если у бизнеса на АУСН есть наёмные сотрудники, то бухгалтер может понадобиться, чтобы корректно начислять им зарплату и правильно выполнять функции налогового агента, уплачивать за работников НДФЛ.
Вопрос № 2. Что делать, если мне не понравится АУСН?
Легально отказаться от применения АУСН можно только с начала следующего года. Например, если только открывшаяся московская компания в июне 2022 года решила применять «автоупрощёнку», то ей нужно будет применять её до конца 2022 года. И только с января 2023 года фирма сможет перейти на новый режим налогообложения, если уведомит ФНС до 31 декабря прошлого года (ч. 5 ст. 4 закона № 17-ФЗ).
Перейти от АУСН на другой режим налогообложения можно досрочно, если ИП или организация перестали соответствовать требованиям для его применения. Например, возникла необходимость нанять более 5 сотрудников.
Пример:
Компания А с января 2023 года применяет АУСН. В марте она наняла в штат 6 сотрудника. Из-за этого компания А лишается права применять АУСН. Она должна сообщить об этом в налоговую до 15 числа месяца, следующего за периодом, в котором совершено правонарушение (ч. 6 ст. 4 закона № 17-ФЗ). Иными словами, до 15 апреля компания А обязана сообщить ФНС о переходе на УСН, поскольку больше не соответствует требованиям «автоупрощёнки».
Вопрос № 3. Какие страховые взносы за сотрудников придётся платить на АУСН?
Предприниматели и организации, нанимающие сотрудников, должны платить за них только страховые взносы на травматизм. Их размер на 2023 год установлен постановлением Правительства РФ № 2146 от 25 ноября 2022 года и составляет 2 217 руб. Сумма отчислений фиксированная и не зависит ни от доходов бизнеса, ни от заработка сотрудников.
Вопрос № 4. Обязательна ли ККТ на АУСН?
Если ИП или фирма работают на АУСН и попадают под исключения, зафиксированные в ч. 2 ст. 2 закона № 54-ФЗ, то они имеют право не применять контрольно-кассовую технику (ККТ). Например, если они организовали буфет в школе или продают разливной квас в ларьке.
В остальных случаях применение ККТ для бизнеса на АУСН обязательно. ФНС на основании данных из ККТ в том числе ежемесячно считает сумму налога для уплаты.
Вопрос № 5. Сколько банковских счетов можно открывать на АУСН?
Ограничений по количеству банковских счетов для организаций и предпринимателей на АУСН не установлено. Главное, чтобы счета были открыты в уполномоченных ФНС банках. С их списком можно ознакомиться здесь.
СберБанк относится к числу финансовых организаций, в которых бизнесу на «автоупрощёнке» можно подключаться к РКО. Держателям счетов предусмотрены многочисленные бонусы — бесплатный доступ к сервисам электронного документооборота и 1С, упрощённое оформление электронной подписи от ФНС для ИП или руководителя фирмы, юридические консультации и многое другое.
Вопрос № 6. Можно ли продавать товары через маркетплейсы на АУСН?
Как правило, нет. Маркетплейсы заключают с продавцами агентские договоры, а работать на их основании закон об АУСН запрещает (п. 21 ч. 2 ст. 3 закона № 17-ФЗ). Аналогично организациям и ИП, применяющим АУСН, нельзя работать по договорам комиссии или поручительства. А потому для организации продаж через маркетплейсы придётся подумать о другой системе налогообложения.


Сфера Документы

Сфера Торговля

Сфера Отчётность
