Может ли налоговая подать на банкротство?
По данным Федресурса за 9 месяцев 2022 года, банкротство по инициативе налоговой службы было инициировано в 24 % случаев. А потому в случае наличия долгов компаний перед бюджетом ФНС может пойти на то, чтобы инициировать в их отношении процедуру несостоятельности. При этом, согласно статистике, ещё год назад налоговая служба начинала банкротство только в 16,3 % случаев. А значит, что ФНС стала чаще банкротить налогоплательщиков и подавать заявления в арбитражные суды. Разберёмся, как проходит банкротство юридических лиц налоговой инспекцией, и чем оно отличается от процедуры несостоятельности, инициированной самим должником или другими кредиторами.
Повышенная очерёдность удовлетворения требований ФНС
Долги по налогам, удержанных до введения процедуры банкротства, но не перечисленных в бюджет, погашаются как текущие платежи. Иными словами, они погашаются вне реестровой очереди. В то же время у текущих платежей есть своя очерёдность погашения требований кредиторов.
Ч. 2 ст. 134 Закона о банкротстве устанавливает, что во II очередь текущих платежей удовлетворяются требования о:
-
выплате выходных пособий;
-
выплате заработной платы работникам несостоятельного предприятия.
Про налоговые платежи в законе ничего не сказано. Однако в п. 8 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве от 20 декабря 2016 года установлен приоритет для погашения долгов по НДФЛ и страховым взносам.
Иными словами, если должник погашает во II очередь требования по зарплате и выходным пособиям сотрудникам, то одновременно он должен уплатить НДФЛ и страховые взносы. Верховный Суд РФ определил, что налоговые платежи неотделимы от зарплат и пособий, а потому погашаются в одной очереди. Это приводит к тому, что отдел банкротства в налоговой получает деньги раньше других, как правило, негосударственных, кредиторов.
Оспаривание платежей в пользу ФНС почти невозможно
Ч. 4 ст. 61.4 Закона о банкротстве устанавливает, что если должник уплатил налоги, то вернуть их из бюджета по причине того, что ФНС оказалась «приоритетным» кредитором, скорее всего не получится. Не получится оспорить платежи в бюджет, если:
-
компания уплатила налоги в предусмотренные законом сроки и в размерах, отражённых в декларациях;
-
ФНС не знала, что у организации есть иные кредиторы, также ожидающих удовлетворения своих требований.
Суды также встают на сторону ФНС в случаях, если другие кредиторы пытаются доказать, что платежи в бюджет были совершены с предпочтением. Например, в деле № А40-150892/17 конкурсный управляющий пытался доказать, что должник уплатил налоги с приоритетом, не заботясь об удовлетворении требований других кредиторов. По его мнению, налоговая инспекция как ведомство, обладающее информацией о финансовом состоянии обанкротившейся компании, должна была знать о том, что у фирмы есть другие кредиторы. Однако суд счёл, что наличие у ФНС финансовой отчётности в распоряжении ещё не доказывает того, что государственный орган знал о других обязательствах налогоплательщика.
Именно поэтому перед заключением любых сделок рекомендуется проверка контрагента на банкротство. Используя специальные сервисы, например, Сервис проверки контрагентов от СберКорус, можно обезопасить себя не только от партнёров-банкротов, но и в целом избежать финансовых и репутационных проблем за счёт проверки основных факторов риска более чем по 20 парметрам.
Большие долги перед ФНС = Субсидиарная ответственность
Отсутствующие или небольшие долги перед ФНС при процедуре банкротства в какой-то степени защищают руководство организации от субсидиарной ответственности. Но, если инициируется банкротство юридических лиц с долгами по налогам более 50 % от общей суммы задолженности фирм, то, согласно п. 3 ч. 2 ст. 61.11 Закона о банкротстве, руководителей можно привлечь к субсидиарной ответственности. И тогда, если у организации не хватит денег на уплату налогов, их смогут взыскать через учредителей, участников, директоров и иных контролирующих лиц предприятия.
Выводы
Если налоговая банкротит ООО или компанию с иной организационно-правовой формой, то у неё есть больше возможностей для возврата долгов. Законодательство о несостоятельности защищает интересы государства и наделяет ФНС большим количеством инструментов для взыскания средств с должников в пользу бюджета.
Telegram-канал СберКорус