Налоги после закрытия ИП: как сдать отчётность физлицу
3 минуты
7531Прекращение статуса индивидуального предпринимателя не освобождает гражданина от обязанностей по сдаче отчётности в государственные органы, в частности, в ФНС. Так, ИП может быть «должником» по декларациям по НДС, 3-НДФЛ и ряду других документов, которые он должен был направить, будучи предпринимателем.
Однако после закрытия ИП сертификат электронной подписи, выданный УЦ ФНС, перестаёт действовать. Большинство видов отчётности налоговый орган принимает в электронной форме (в частности, по НДС). В статье разберём, как сдать отчётность после закрытия ИП физическому лицу.
Можно ли организовать электронную сдачу отчётности после закрытия ИП?
ФНС в разъяснениях на официальном сайте указала, что физлицо — бывший ИП может направить отчётность в инспекцию с помощью телекоммуникационных каналов связи (ТКС).
Однако использовать ранее выданный УЦ ФНС (в том числе полученный через доверенных лиц) сертификат электронной подписи для ИП нельзя. Отчётность можно направить через сервисы ЭДО, но только при использовании сертификата электронной подписи физического лица.
Получить сертификат ЭП физлица можно в аккредитованном Удостоверяющем центре СберКорус. После его оформления вы сможете оформить отчётность по НДС, 3-НДФЛ и другим налогам и направить её в инспекцию по месту жительства.
Отметим, что подать электронную отчётность через личный кабинет налогоплательщика-ИП после утраты статуса предпринимателя не получится. Несмотря на то, что вы сможете авторизоваться в нём, он будет доступен только в режиме просмотра: информация будет храниться в течение 3 лет. Также не все сервисы сдачи электронной отчётности поддерживают работу с сертификатом КЭП физического лица.
В этом случае можно поступить следующим образом:
-
войти в личный кабинет налогоплательщика-физического лица (можно с помощью ЭП — так вы сможете подписать все необходимые документы, которые будут перечислены ниже);
-
если у вас осталось обязательство только по отчётности 3-НДФЛ, оформить декларацию можно сразу в личном кабинете налогоплательщика-физического лица;
-
в случае с обязательствами по отчётности НДС или иным (например, УСН), рекомендуется запросить у ФНС электронный акт совместной сверки (покажет наличие существующих обязательств у гражданина);
-
заполнить заявление в свободной форме, описав ситуацию для налоговой инспекции, и ждать индивидуальных инструкций.
Возможно, ФНС предложит направить документы на бумаге, через электронную почту, подписав документы КЭП физического лица или каким-либо альтернативным способом. Если отчётность инспекция по месту жительства не принимает, то необходимо писать обращение в вышестоящий налоговый орган.
Что делать с сертификатом ЭП физлица после сдачи отчётности?
Сертификат электронной подписи физического лица чаще всего выдаётся на 12 месяцев (есть также на 15 месяцев) и пригодится вам в повседневной жизни для решения разного рода задач:
-
открытие нового бизнеса в режиме онлайн;
-
обмен электронными документами с контрагентами и клиентами (например, если вы решите зарегистрироваться как самозанятый, им УЦ ФНС не выдаёт сертификаты ЭП);
-
электронная подача документов в вузы;
-
расширенные возможности использования Госуслуг;
-
направление онлайн-документов в любые государственные ведомства;
-
подписание электронных документов у работодателя (например, заключение трудового договора);
-
исправление сведений в ЕГРН, совершение сделок с недвижимостью;
-
подача документов в суд;
-
распределение пенсионных накоплений;
-
подписание договоров о покупке или продаже транспортных средств, постановка и снятие их с учёта;
-
направление документов в ЗАГС;
-
получение ИНН;
-
регистрация патентов;
-
участие в тендерах и многое другое.
При оформлении сертификата ЭП физлица в УЦ СберКорус вы получаете бесплатную настройку вашего рабочего места. При необходимости мы выпустим для вас сертификат ЭП всего за 1 час.
7531
за 0₽
Сфера Документы
Сфера Торговля
Сфера Отчётность
Удостоверяющий центр
за 0₽
