Нужно ли требовать с самозанятых акт выполненных работ?
По закону единственный документ, который самозанятые обязаны предоставить заказчикам — электронный чек, сформированный в приложении «Мой налог». В нём указывается стоимость работ, а также реквизиты исполнителя и его клиента. Плательщики налога на профессиональный доход (НПД) вправе формировать подробные чеки, указывая стоимость каждого этапа работ, а могут выдать и «абстрактные» чеки, написав лишь, что некая услуга оказывалась по такому-то договору. Но нужно ли требовать с самозанятых акты? Что говорит по этому поводу ФНС? Могут ли у бизнеса возникнуть проблемы при отсутствии актов от плательщиков НПД? Разберёмся в статье.
Позиция ФНС
В ФНС отмечают, что при сотрудничестве с самозанятыми обязателен чек. Так покупатель или заказчик плательщика НПД сможет подтвердить расходы, чтобы определить базу налогообложения. Если компания или ИП попросят исполнителя или продавца только составить акт по договору с самозанятым, но не получат от него чек, учесть расходы при сотрудничестве с ним они не смогут.
При этом существуют ситуации, когда для ФНС акт выполненных работ от самозанятых обязателен. Например, если заказчик или покупатель внесли предоплату плательщику НПД, чтобы он оказывал услуги или выполнял подряд за их счёт. Документ подтвердит, что услуга, работа или поставка были реально выполнены. Также он покажет, в какую дату (или временной период) самозанятый исполнял свои обязанности.
Риски для бизнеса
Главные риски отсутствия акта об оказании услуг от самозанятого:
-
Переквалификация гражданско-правовых отношений в трудовые. Как правило, трудовые обязанности — это участие работника в каком-то бизнес-процессе компании или ИП. Они регулярные, в чём-то повторяющиеся, у них редко можно выделить конечный результат. Отсутствие акта, который как раз и подтверждает наличие результата выполненных работ или оказанных услуг, поможет избежать переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые. В противном случае заказчику или покупателю придётся самостоятельно платить страховые взносы за контрагента.
-
ФНС не учтёт расходы по налогу на прибыль. Особенно актуально это для бизнеса, применяющего упрощённую систему налогообложения (УСН) по схеме «Доходы минус расходы».
Поскольку акт от самозанятого о приёме-передаче нужен больше ИП или организации, чем самому плательщику НПД, нужно правильно составить договор с контрагентом. Необходимо предусмотреть санкции, если самозанятый своевременно не сдаст документы деловому партнёру (начислить штраф или неустойку).
А для того, чтобы упростить и ускорить документооборот с самозанятыми, можно воспользоваться сервисом «Подписант». Деловых партнёров из числа плательщиков НПД достаточно подключить к системе через СберID, чтобы начать работу. Самозанятые смогут подписывать в сервисе любые документы, начиная от договоров и заканчивая актами выполненных работ или оказанных услуг. Для работы с «Подписантом» ИП и компаниям не нужно оформлять отдельные платные электронные подписи (ЭП) для самозанятых. Вся процедура оформления ЭП в сервисе бесплатна.
Образец акта от самозанятых
Не каждый плательщик НПД разбирается в первичных бухгалтерских документах. Потому заказчику или покупателю лучше самому предоставлять образец акта выполненных работ самозанятому. Последнему останется только заполнить его по шаблону — так стороны смогут избежать многочисленных правок.
В документе обязательно нужно указать:
-
наименование — акт выполненных работ или оказанных услуг;
-
дата приёмки;
-
данные о заказчике (покупателе) и исполнителе (подрядчике, продавце);
-
реквизиты договора, на основании которого оформляется акт;
-
перечень работ, услуг, товаров, заказанных у самозанятого, которые он выполнил, а также их стоимость;
-
наличие или отсутствие претензий к качеству исполнения обязанностей самозанятым;
-
подписи контрагентов (юридическое лицо также скрепляет документ печатью).
Шаблон акта выполненных работ от самозанятого
Акт можно оформить как при одновременной передаче счёта на оплату клиенту, так и отдельно.
Итоги
Организациям и ИП, сотрудничающим с самозанятыми, помимо чеков рекомендуется попросить плательщика НПД оформить акт оказанных услуг или сдачи выполненных работ. Так они смогут доказать ФНС расходы для определения налоговой базы и не попадут под подозрения фискального органа о том, что они «скрывают» трудовые отношения с гражданами.
Telegram-канал СберКорус