Войти
Блог

Самозанятые водители такси: как начать заниматься перевозками?

Перевозка грузов и пассажиров — одно из самых популярных направлений деятельности для самозанятых, отмечают в ФНС. По состоянию на 6 июня 2022 года, в России зарегистрировано уже более 5 млн плательщиков налога на профессиональный доход (НПД). Самозанятые водители могут работать в такси через посредников или самостоятельно. Однако для самостоятельной работы гражданину придётся применять режим НПД не как физическому лицу, а как ИП — иначе ему не выдадут лицензию. Разберёмся, как может оказывать услуги водителя самозанятый, и какие перспективы работы в такси перед ним могут открыться в будущем.

Позиция ФНС по самозанятым-физическим лицам

Может ли водитель быть самозанятым-физическим лицом? ФНС дала ответ на этот вопрос:

  1. Режим НПД подходит для оказания услуг по перевозке пассажиров на автомобилях, этого закон не запрещает. 

  2. В то же время ст. 9 закона № 69-ФЗ от 21 апреля 2011 года разрешает оказывать услуги такси только ИП и юридическим лицам, получившим соответствующую лицензию. Нормативный акт не разрешает самозанятым оформлять лицензии на себя.Поэтому зачастую для водителей более комфортно оформление через посредника или таксопарк.

  3. Если самозанятый-физическое лицо оказывает услуги такси без лицензии, его могут привлечь к административной ответственности. Ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ предусматривает штрафы для граждан в размере 2 000 - 2 500 руб. с возможной конфискацией имущества, использовавшегося для незаконной предпринимательской деятельности. Именно поэтому важно правильно пройти регистрацию в налоговой службе и получить лицензию на такси.

Исходя из позиции ФНС, плательщик НПД-физическое лицо может трудиться в сфере автомобильных перевозок только через посредника. Для этого ИП или юридическому лицу, имеющими лицензию такси, нужно будет заключить договор на услуги водителя с самозанятым. 

Необходимо указать, что заказчики и экспедиторы нередко требуют с самозанятых-физических лиц не только чеки, но и другие образцы документов, включая акты оказанных услуг или выполненных работ. Также в договоры могут вноситься изменения об особенностях сотрудничества, изменения условий оплаты и других важных факторах. Регулярные встречи друг с другом, отправка заказных писем и печать документов, которые могут потеряться или попасть к бухгалтеру с опозданием  — главные проблемы взаимодействия плательщиков НПД и их заказчиков.

Упростить взаимодействие между контрагентами поможет сервис «Подписант». Его функционал оплачивает заказчик, для исполнителей он полностью бесплатен. Стоимость отправки и подписания одного комплекта документов начинается всего от 20 руб., что дешевле печатных экземпляров, отправляемых заказными письмами или курьерами (выгода может достигать 90 %). Сервис также позволяет сократить время согласования и подписания документов до 5 минут (вместо 3-7 дней в одну сторону при отправке бумажных писем). Электронные подписи для контрагентов из числа самозанятых и физических лиц, не имеющих статуса плательщика НПД, оформляются в «Подписанте» бесплатно. 

Самозанятые ИП

Особенности работы в такси привлекли внимание властей, и, в конце концов, было принято компромиссное решение — ИП разрешили работать и зарабатывать в режиме НПД точно так же, как на «упрощёнке» или патенте. В этом случае гражданин регистрируется как ИП, но пользуется всеми преимуществами самозанятых. В результате гражданин становится неким гибридом между самозанятым и ИП и сможет работать легально на себя. Он сможет получить лицензию, при этом будет платить минимальные налоги без страховых взносов. Такой способ автомобильных перевозок подходит людям, которые хотят работать только на себя. 

Нюансы работы в такси самозанятым ИП также разъяснила ФНС:

  • нельзя оказывать услуги, действуя в интересах кого-то другого по договорам поручения, комиссии, а также в рамках агентских сделок;

  • нельзя нанимать работников — например, если плательщик НПД не справляется с количеством заказов самостоятельно и думает о расширении штата, ему придётся изменить налоговый режим;

  • ежегодная сумма дохода не должна превышать 2,4 млн руб. (заработок, полученный в рамках трудовых отношений, не учитывается).

Как официально работать в такси? Помимо получения статуса ИП, придётся также подтвердить соответствие автомобиля требованиям безопасности. Лицензию, как правило, выдаёт региональное министерство транспорта или транспортный департамент. 

Можно ли таксовать на своей машине? Да, личное авто допустимо. Также для пассажирских или грузоперевозок подойдут автомобили, находящиеся у водителя по договору аренды или лизинга. Чтобы получить официальной разрешение от властей, транспорт должен соответствовать критериям, перечисленным в ч. 16 ст. 9 закона № 69-ФЗ:

  • наличие «шашечек» из контрастных цветов (необязательно жёлто-чёрные) на кузове или его боковых поверхностях — работа в такси на своей машине без оклейки будет нелегальной;

  • соответствие определённым цветам (их перечень устанавливается в региональном законодательстве);

  • наличие опознавательного фонаря оранжевого цвета на крыше машины;

  • наличие таксометра (если услуги оплачиваются исходя из потраченного времени на перевозку или исходя из километража);

Также ИП берёт на себя обязательство проходить медосмотр перед каждым рейсом, контролировать техническое состояние транспорта перед выездом, ремонтировать и обслуживать машину. 

Быть самозанятым ИП выгодно, поскольку он не представляет никаких деклараций в ФНС, ему не нужна контрольно-кассовая техника (ККТ), ведь чеки можно направить клиентам через приложение «Мой налог». 

Если предприниматель оказывает услуги грузового такси, то он оформляет и транспортные накладные, и путевой лист. Эти документы оформляются от лица ИП. 

Перспективы работы в такси на НПД

Анализируя плюсы и минусы самозанятых водителей, 11 мая 2022 года в Госдуму РФ на рассмотрение был направлен законопроект, который разрешит гражданам работать в такси без создания юридического лица или получения статуса ИП. Однако работать таксистами самозанятые смогут только при заключении прямого договора с каким-либо интернет-агрегатором перевозок. В результате власти планируют решить сразу 2 задачи:

  • упростить самозанятым возможность заниматься перевозками пассажиров и грузов без посредников и экспедиторов, позволив им напрямую работать с интернет-агрегаторами;

  • помочь росту рынка такси за счёт привлечения новых водителей, ищущих возможности подработать в удобное для себя время.

Законопроект направлен на рассмотрение в I чтении. 

Выводы

  1. Можно ли работать в такси без оформления ИП и получения лицензии? Да, но при условии, что самозанятый будет работать через посредника, у которого есть официальное разрешение от властей на перевозки грузов и пассажиров.

  2. Самозанятые-физические лица не могут самостоятельно стать таксистами без посредников, однако в Госдуме РФ планируют дать им возможность напрямую заключать договоры с интернет-агрегаторами. 

  3. Если гражданин хочет заниматься перевозками такси независимо, он должен получить статус ИП, а потом при желании перейти на НПД. Ему не нужно будет сдавать декларации или покупать ККТ. Для пассажиров достаточно будет оформления чека в приложении «Мой налог», но при грузоперевозках придётся составлять путевой лист и транспортную накладную от имени ИП.

Подписывайтесь на наш
Telegram-канал СберКорус
Наши продукты

СФЕРА EDI

Обменивайтесь финансовой, коммерческой, логистической документацией с партнерами.

Электронная подпись

Квалифицированная ЭП для взаимодействия с госорганами и партнерами.

СФЕРА Отчётность

Отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат в режиме онлайн.

Сервис проверки контрагентов

Проверка надежности по 20+ официальным источникам.
СберКорус Контакты:
Адрес: Б.Сампсониевский пр., 68Н Санкт-Петербург,
Телефон:8 800 100-8-812, Электронная почта: help@esphere.ru