Как роботизация в ритейле снижает спрос на сотрудников

Как роботизация в ритейле снижает спрос на сотрудников

Еще недавно петербургские бизнесмены высказывали сомнения в вероятности сокращений персонала, из-за использования роботов. В то же время, российские сервисы по поиску работы вовсю говорят о тенденции к понижению спроса на кассиров. Так ли это?

Просмотров: 710 15.08.2019 Аналитика

Еще недавно петербургские бизнесмены высказывали сомнения в вероятности сокращений персонала, из-за использования роботов. В то же время, российские сервисы по поиску работы вовсю говорят о тенденции к понижению спроса на кассиров. Так ли это?

По данным, предоставленным порталом HH, только за первое полугодие 2019 года количество вакансий на должность кассира в России уменьшилось почти на 18 %, до 78 тыс. Факт сокращения количества вакантных мест подтвердили и в SuperJob. За июль на данном портале разместили всего 3 тыс. вакансий кассиров. Этот показатель почти вдвое меньше, чем годом ранее. Бытует мнение, что данный факт связан также с активным развитием касс самообслуживания, которые внедряют многие гипермаркеты.

Представители крупнейших ритейлеров опровергают этот факт, поясняя, что внедрение касс самообслуживания не повлияло на количество сотрудников в торговых точках. По мнению портала SuperJob, причина сокращения в том, что активное развитие сетей в начале 2018 года способствовало полному набору персонала на основные торговые позиции.

Разговоры о роботизации ведутся сейчас ничуть не реже, чем несколько лет назад о блокчейне. Очевидно, что с множеством задач, выполняемыми людьми, эффективнее бы справился робот. Заведомо предполагается, что он идеально соответствует порученной ему работе. Однако, пока это частные случаи, и до появления и наладки серийного производства подобных машин пройдет еще никому неизвестное время. Аналитики Oxford Economics уверены, что к 2030 г. процесс интеграции роботов в глобальную экономику даст экономический эффект около 5 трлн долл. США. Этого показателя удастся достичь за счёт роста производительности труда и сокращения непрофильных издержек, связанных с наймом и эксплуатацией живой рабочей силы.

Благодаря роботизации, производительность труда и качество продукции получит новый потенциал к росту. Очевидные минусы представлены дороговизной технологических изменений и усложнением всех производственных процессов. Стоит признать, что в России технологии автоматизации и роботизации пока не столь широко распространены, как в Европе. Основная причина отставания от Запада — низкая стоимость рабочей силы и отсутствие льготных налоговых условий, которые получают европейские компании.

Эксперты уверены, высокая степень роботизации производственных площадок не является трендом на уменьшение численности персонала в компаниях. Просто некоторые профессии возможно станут менее востребованными. В зоне потенциального риска оказались сотрудники конвейеров (укладчики, контролеры, маркеры, фасовщики), а также охранники, бухгалтеры, диспетчеры, водители, кассиры и так далее. Однако, речь не идет о тотальном исчезновении этих специальностей.Большая часть предприятий, руководствуясь социальной ответственностью, отправляет сотрудников на переобучение и распределяет на другие участки вместо увольнения. Те производители, которые внедрили роботов в свое производство, свидетельствуют об увеличении штата и повышении производительности производства в несколько раз, превышающем прежние объемы.

Стоит отметить, что, если использование роботов для автоматизации производства, проведения оплат или заказов показало свою эффективность, опыт сервисной роботизации по-прежнему далек от совершенства. Зарубежный опыт неудачной сервисной роботизации является показателем того, как важно не только найти действительно перспективные разработки, но и довести их до ума с последующим внедрением. Примером неуспешной сервисной роботизации в ритейле можно назвать робота, который взял на вооружение Stop & Shop, торговые точки которого находятся в ряде штатов США. Машина патрулирует проходы между рядами полок, следя за порядком — своевременно обнаруживая выпавший с полок товар, лужи от случайно разбитых бутылок, а также иные потенциальные опасности для посетителей. Модель подобного робота не была оснащена механизмами для самостоятельного устранения «опасности». При обнаружении беспорядка машина включает звуковое и световое оповещение до появления сотрудника со шваброй. Можно предположить, что проблема решилась бы проще за счет использования некоторого количества потолочных камер, да и обошлось бы торговой сети дешевле.

Роботизация является неотъемлемым и неоспоримым фактором развития инновационного подхода к оптимизации процессов в торговых сетях. Однажды роботизация сервисной отрасли будет соответствовать ожиданиям потребителей, а пока эффективно реализуется лишь тотальная роботизация промышленных производств.

711