11 советов по таможенному оформлению для участников ВЭД
Таможенное оформление грузов для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) — сложная процедура, которую трудно провести самостоятельно. Как правило, большинство импортёров и экспортёров работают через таможенных представителей, чтобы сэкономить время на изучении международного законодательства и взаимодействии с ФТС. Однако, даже если таможенное оформление товаров поручено профессионалам, участникам ВЭД всё равно нужно разбираться в основах этой процедуры. Подготовили 11 актуальных советов для предпринимателей и организаций, ввозящих импортные грузы в страну или вывозящих их за рубеж.
Совет № 1. Использовать только легальные способы оформления грузов
Что значит таможенное оформление? Это значит, что некий товар прошёл контроль таможенников и может официально переправляться через границу того или иного государства. Важно, чтобы процедура была полностью легальной, и добиться этого можно, если сопровождать грузы:
самостоятельно, проводя операции через собственную электронную цифровую подпись (ЭЦП);
через уполномоченного экономического оператора;
через таможенного представителя (брокера) — проверить его полномочия можно в реестре ФТС.
Нельзя соглашаться на таможенное оформление, если оно предполагает:
работу с союзными государствами ЕАЭС — все процедуры изначально должны проходить через российские органы власти;
занижение стоимости грузов — таможенники всегда проверяют товары, проходящие через границу, и есть риск нарваться на санкции с их стороны;
работу с «серыми брокерами», которых нет в реестре ФТС — они не несут ответственности за свою деятельность и могут причинить участникам ВЭД ущерб.
Совет № 2. Проверять оформление документов
Этот совет актуален для импортёров и экспортёров, проводящих товары через таможню самостоятельно и использованием ЭЦП. Помимо таможенных документов, важно проследить, чтобы контракт с иностранным партнёром также был составлен корректно.
Совет № 3. Оформлять разрешительные документы заранее
Импортное таможенное оформление предполагает, что ввозимый в Россию зарубежный товар безопасен для конечного потребителя. А потому импортёр должен заранее позаботиться о том, чтобы получить:
декларацию или сертификат о соответствии;
образцы или пробы товара для последующей проверки их качества;
иные документы на груз — цены на внутреннем рынке страны-производителя для определённого товара, транспортные документы, прайс-лист изготовителя, подтверждение оплаты продукции, инвойс, прямые контакты с поставщиком, декларации.
Проверка качества товаров в дальнейшем фиксируется на официальном сайте Росаккредитации. Там можно проверить действительность деклараций и сертификатов соответствия, протоколов испытаний.
Совет № 4. Быть готовым к большим пошлинам при самостоятельном таможенном оформлении
Размер сборов, налогов и государственных пошлин при самостоятельном импорте или экспорте продукции может достигать 50 % от стоимости груза. В отдельных случаях-исключениях налоговые расходы могут превысить 50 % от цены товара.
Совет № 5. Не забывать о расчётах себестоимости сделки
Любая сделка должна быть выгодной для того, кто её проводит. Потому рекомендуется заранее выстраивать финансовую модель сделки, рассчитать её себестоимость. В этом может помочь бухгалтер, специализирующийся на ВЭД.
Совет № 6. Всегда иметь «план Б» в логистике
Не стоит ограничиваться продумыванием одного-единственного логистического маршрута для доставки грузов — всегда может быть риск, что государство закроет где-то границы, будет ремонтировать дороги или задержит транспорт по каким-либо причинам. Рекомендуется продумывать не менее 3 логистических маршрутов, и с учётом ситуации на ближайшие перспективы выбирать самый выгодный вариант.
Совет № 7. Избегать слова Cargo
Если вам предлагают порядок таможенного оформления в виде Cargo — упрощённой схемы ввоза партий товаров на территорию другого государства — соглашаться на него крайне нежелательно. Нередко схема Cargo — синоним контрабанды. В этом случае товары начинают перевозить на территорию другой страны или без документов, или за наличный расчёт.
Совет № 8. Работать с официальными таможенными представителями
Как уже упоминалось выше, если участник ВЭД не хочет самостоятельно заниматься таможенным оформлением, а желает поручить эту процедуру профессионалам, то выбирать брокера нужно из официального реестра ФТС. Легальные таможенные представители работают с контрагентами импортёра или экспортёра от их имени, но под своими ЭЦП. Если возникнут какие-то проблемы на границе с транспортировкой груза, ответственность за ошибки будет нести брокер.
Совет № 9. Хранить таможенные документы до 5 лет
Таможенные документы за последние 3-5 лет нужно хранить в идеальном порядке. Надзорные органы в течение этого срока могут запросить всю сопутствующую информацию по таможенным декларациям на любой товар.
Совет № 10. Контактировать, а не ссориться с представителями ФТС
Процессы таможенного оформления на каждой отдельной таможне могут протекать по-разному. Одни служащие ФТС могут трактовать закон с определённым смыслом, а другие — предложат иную интерпретацию нормативных актов. При взаимодействии с государственными органами нужно помнить о следующих правилах:
Не пытаться спорить с представителями ФТС, повышать на них голос, оказывать давление. Такая тактика только приведёт к росту напряжённости между вами как участником ВЭД и служащими таможни. А это, в свою очередь, может привести к задержке грузов, к более тщательной проверке документов и прочим мелким «вредностям» от ФТС.
Если вы с чем-то не согласны, стоит заранее подготовить законодательное обоснование ваших требований и спокойно задать вопросы представителям таможни, ожидая их комментариев и разъяснений. Завершать споры можно и обменом письменными запросами в ФТС для получения разъяснений по той или иной проблеме.
При первых транспортировках грузов стоит быть готовым к тому, что они будут оформляться медленно. Это связано с тем, что вы сами (или ваш поверенный декларант) будете изучать особенности взаимодействия с конкретной таможней.
Также нужно помнить, что в соседних таможнях пошлины на ввоз или вывоз товаров могут быть разными. Стоит заранее изучить, через какой пункт выгоднее транспортировать грузы.
Совет № 11. Автоматизировать контроль над таможенным декларированием
Главные проблемы при таможенном оформлении — риски опоздать с уплатой пошлин, сдачей отчётности, потерять сопроводительные документы к каждому товару. Решить их можно с помощью сервиса автоматизации контроля над таможенным декларированием ВЭД. Мониторинг.
Возможности сервиса:
соберёт информацию обо всех декларациях на товары, оформленных в разных таможнях или через разных таможенных брокеров, и будет отслеживать их статус;
сохранит документы на протяжении 5 лет, включая все факты взаимодействия с ФТС, в электронном виде — больше не нужно содержать архив на бумаге.
Все данные в сервисе автоматически обновляются, что исключает риск просрочек оплат пошлин или сдачи отчётности.
Telegram-канал СберКорус