Бизнес в грузоперевозках: как все сделать правильно?
У этой отрасли немало нюансов и рисков. Расскажем, что необходимо учесть, если вы решили открыть бизнес по транспортировке грузов.
Какой вид грузоперевозок выбрать?
Как показывает практика, тем, кто организует такой бизнес с нуля, выгоднее заниматься автомобильными перевозками. Достоинства подхода — простота регистрации, низкие вложения и высокий спрос на услуги. Но стоит учитывать, что:
-
большую часть рынка занимают транспортировки генеральных грузов или заказы с полностью загруженным автомобилем;
-
крупнейший сектор – это грузы сборного типа: один автомобиль грузит товар со склада, где сконцентрированы разные отправители;
-
негабаритные и опасные грузы занимают лишь 3% и 7% рынка соответственно;
-
грузы до 3,5 т перевозят на ГАЗ-3302, «Газель Next» и «Газель Бизнес», Volkswagen Crafter. Эти автомобили подходят для транспортировки стройматериалов, продуктов, бытовой химии, сырья и комплектующих;
-
грузы до 5 т лучше перевозить на фургонах, крупногабаритные товары — на еврофурах.
Что учесть при организации бизнеса?
-
Проанализировать деятельность конкурентов в регионе, определить актуальные виды товаров для доставки, удобные автомобили и т.д.
-
Разработать бизнес-план, включив в него:
-
этапы реализации проекта;
-
маркетинговую стратегию;
-
расчет затрат на оборудование и транспорт;
-
оценку прибыли и периода окупаемости;
-
оценку рисков и меры по их снижению.
-
Важно осознавать, что грузоперевозки — бизнес, требующий соблюдения всех законодательных норм.
Выгодно ли это?
Начинающему предпринимателю для старта может понадобиться от 400 тысяч до 1,5 млн рублей, а в экспедиторскую компанию необходимо вложить минимум 5 млн рублей.
Чтобы понять, какую прибыль может принести бизнес, из предполагаемых доходов нужно вычесть себестоимость перевозки. В нее включаются затраты на:
-
аренду техники,
-
обслуживание инвентаря,
-
ГСМ,
-
зарплату персонала.
Стоит учесть и косвенные затраты:
-
накладные расходы,
-
питание экспедиторов,
-
услуги связи,
-
зарплата менеджеров и пр.
Если бизнес уже работает, важно сравнить результаты текущего и предыдущего отчетного периодов: доходы должны превышать себестоимость в три раза. Период окупаемости бизнеса обычно составляет от 5 месяцев до 3 лет.
Какую форму собственности выбрать?
Мелким фирмам или частникам, которые начинают бизнес на грузоперевозках, выгоднее оформить ИП – можно будет работать на специальных налоговых режимах УСН или ПСН. При увеличении штата, парка техники и прибыли, придется перейти на ООО.
При регистрации бизнеса по грузоперевозкам нужно выбирать из следующих кодов ОКВЭД:
-
49.41 — Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам
-
49.42 — Предоставление услуг по перевозкам
-
63.40 — Организация перевозок грузов.
Также необходимо оформить разрешительные документы – лицензия нужна для транспортировки опасных грузов и авиаперевозок, но не требуется для доставки в черте города и в малых объемах.
Для автомобильной грузоперевозки на дистанцию свыше 50 км требуется подготовить следующие документы:
-
путевой лист,
-
страховку,
-
накладную,
-
акт приема-передачи,
-
договор на оказание услуг.
Купить грузовик или арендовать?
-
На старте более выгодными будут аренда или лизинг техники.
-
Для перевозок в пределах города или области достаточно будет фуры средней вместимости, для межрегиональной работы нужен более крупный транспорт.
-
Решение взять машину в кредит оправдано, если уже накоплена база постоянных клиентов, гарантирующих покрытие затрат на выплату процентов банку.
Как искать клиентов?
После обретения транспорта нужно определиться со следующими моментами:
-
Территориальное покрытие, направления маршрутов, пробеги, отправка товара за границу.
-
Тип перевозимых грузов (товары должны соответствовать габаритам транспорта и условиям перевозок).
-
Целесообразность наличия офиса, его аренда.
-
Информирование об услугах (в том числе профильные форумы, соцсети, сайт компании). Информацией о фирмах, нуждающихся в транспортировке грузов, обладают диспетчерские компании, но их заработок строится на том, что они взимают за это свой процент. Для новичков такой вариант не подойдет – они не закроют простой.
Каких ошибок избегать?
-
Отсутствие долгосрочных планов по развитию бизнеса, основанных на качественных расчетах. Необходимо учитывать стартовый капитал и его источники, расписать деятельность на 1-2 года вперед, по ходу корректировать стратегию и прогнозы.
-
Покупка подержанных машин и/или найм персонала без опыта. Все это оборачивается дополнительными издержками на более частый ремонт транспорта и снижением качества услуг.
-
Бюрократическая путаница. Необходимость оформлять множество документов, включая транспортные накладные, заявки и поручения на перевозку, УПД, реестры рейсов влечет за собой бумажную волокиту, которая отнимает много сил, времени и увеличивает растерянность, особенно на первых порах. Чтобы не тратить ресурсы на документооборот, переведите перевозочные документ в «цифру» — подключитесь к сервису ЭТрН от СберКорус. С его помощью вы ускорите документооборот в 4 раза, а транспортную накладную создадите и направите на подписание всего за одну минуту. К тому же, сервис исключает возможность утери документов, а в случае ошибки документ можно всегда исправить и подписать заново — без задержек в логистической цепочке.
Telegram-канал СберКорус