Что делать, если самозанятый не предоставил чек?
Получив вознаграждение за работы, услуги или оплату за товары, самозанятый должен зафиксировать доход в приложении «Мой налог» и сформировать чек. Только с чеком организация или индивидуальный предприниматель может учесть расходы при определении налоговой базы. Соответственно, если самозанятый не предоставил чек вовремя или совсем, последствия будут не самые приятные. В статье рассказываем, что делать, если самозанятый не выдал чек.
Почему чек от самозанятого — обязательный документ для признания расходов организации или ИП?
При сотрудничестве с самозанятыми следует в первую очередь ориентироваться на Федеральный закон № 422-ФЗ от 27.11.2018, а также принимать во внимание разъясняющие и информационные письма ФНС России по применению специального режима НПД и работе с плательщиками такого налога.
Так, из положений частей 8-10 ст. 15 422-ФЗ следует, что наличие чека, сформированного в приложении «Мой налог» самозанятым продавцом или исполнителем, является обязательным условием для учёта произведённых организацией или ИП расходов на оплату товаров, услуг или работ. А в ч. 1 ст. 14 422-ФЗ зафиксирована обязанность самозанятого предоставить чек заказчику услуг или работ или же покупателю товаров. На основании этого в ч. 2 Письма № СД-4-3/2899@ от 20.02.2019 ФНС делает вывод, что именно чек с указанием ИНН заказчика и наименования услуг является подтверждением произведённых затрат.
Может ли акт выполненных работ заменить чек?
Налоговая отвечает на этот вопрос в ч. 4 Письма № СД-4-3/2899@ от 20.02.2019: акт может выступать дополнительным документом, отражающим период или дату оказания услуги, для целей налогового учёта расходов покупателя, например, при наличии предоплаты.
Таким образом, в любом случае для учёта расходов на оплату услуг самозанятого физического лица нужен чек.
Нужно ли вообще заключать договор с самозанятым и подписывать акт выполненных работ?
Логичный вопрос, если учитывать, что эти документы не смогут подтвердить произведённые расходы. Закон № 422-ФЗ не содержит положений об обязательстве заключать с самозанятыми договоры и акты. Договорённость о предоставлении услуг или продаже товаров может быть устной или письменной по соглашению сторон.
Если сделка или продажа осуществляется немедленно, и заказчик или покупатель может сразу получить чек, то договор можно и не заключать. Другое дело, если оказание услуги или выполнение работы будет занимать какое-то время. Тогда лучше подстраховаться и заключить договор, а затем подписать акт выполненных работ. В этом нет ничего сложного, если организовать электронный документооборот с самозанятыми. В сервисе «Подписант» от СберКорус можно обмениваться любыми юридически значимыми документами с самозанятыми, экономя время и обходясь без затрат на бумагу, доставку и хранение документов.
Как самозанятый должен выдать чек?
Порядок и срок формирования чека в мобильном приложении по НПД установлены ст. 14 422-ФЗ:
-
если заказчик или покупатель рассчитывается с самозанятым наличными или с использованием электронных средств платежа, то налогоплательщик НПД обязан сразу зафиксировать в приложении новую продажу, сформировать чек и передать его;
-
при безналичном расчёте чек формируется и передаётся покупателю или заказчику не позднее 9 числа следующего месяца (например, если оплату произвели 25 сентября, самозанятый может сформировать чек до 9 октября).
Передача чека возможна разными способами — его можно распечатать и отдать в бумажном виде, направить на электронную почту или в мессенджер, заказчик может считать QR-код при личной встрече с самозанятым.
Чем заказчику грозит непредоставление чека самозанятым?
Без чека ФНС не примет расходы к вычету, а ещё переквалифицирует договор ГПХ с самозанятым, если такой был заключён, в договор ГПХ с физическим лицом, по которому нужно будет заплатить:
-
НДФЛ 13 %;
-
страховые взносы 30 % (ОПС, ОМС, ВНиМ);
-
пени за просрочку начисления НДФЛ и страховых взносов.
Также возможен штраф в размере до 40 % от суммы неуплаченных налогов и взносов (п. 1 ст. 122 НК РФ). Кроме того, нужно будет направить в фонды и налоговую уточняющие расчёты.
Что делать, если самозанятый не даёт чек?
1.Напомнить самозанятому о штрафах.
Сначала лучше попытаться решить вопрос мирно и напомнить самозанятому, что для него ответственность тоже предусмотрена. Конкретных штрафов за невыдачу чека нет, но, согласно ст. 129.13 НК РФ, за нарушение порядка и сроков фиксации дохода налоговая выпишет:
-
штраф в размере 20 % от суммы расчёта;
-
штраф в размере суммы расчёта при повторном нарушении в течение 6 месяцев.
Если с самозанятым удалось договориться, и он пробил чек, но с опозданием, юридическое лицо или ИП может учесть расходы на дату получения чека. Хотя в приложении «Мой налог» самозанятый может зафиксировать новую продажу «задним» числом. При этом не факт, что налоговая обратит внимание на нарушение, если не будет жалобы от заказчика.
2. Направить обращение в ФНС.
На сайте ФНС в специальном разделе можно написать обращение с просьбой провести проверку и помочь решить проблему. Но ответа придётся ожидать в течение 30 дней.
Вот в этом случае как раз и пригодятся подписанные с самозанятым договор и акт выполненных работ (оказанных услуг). Если приложить их к обращению, будет больше шансов решить вопрос в свою пользу: налоговая убедится, что договор заключался действительно с самозанятым, акт им же подписан, и на основании этого акта произведён расчёт. К обращению также можно приложить переписку с самозанятым, счета и другие документы, которые помогут провести проверку.
ВАЖНО: налоговая сможет выставить самозанятому требование о проведении новой продажи, уплате налога и штрафа, а также передаче чека заказчику, если на дату заключения договора и подписания акта выполненных работ у него был действительный статус налогоплательщика НПД. Поэтому перед заключением договора и проведением расчётов рекомендуют проверять этот момент на сайте ФНС.
Telegram-канал СберКорус