Что такое бизнес-модель, и для чего она нужна?
Бизнес-модель — это некая «дорожная карта», которая объясняет, как именно компания получает прибыль. Она помогает выяснить, что и кому нужно продавать, а также каков объём минимальной прибыли, чтобы предпринимательская деятельность была безубыточной. С помощью этого механизма также можно вычислить процент маржи и максимально допустимых затрат, чтобы не уйти в минус. В статье узнаем, какие бывают бизнес-модели, и как определить её для своей компании.
Как составить бизнес-модель?
Составление бизнес-модели — это возможность понять, на чём будет строиться цена предлагаемых товаров или услуг, как можно увеличить количество способов заработка и какие ресурсы понадобятся на того, чтобы компания держалась на «плаву». Для этого предпринимателям (если опираться на классическую схему Пинье и Остервальдера) потребуется ответить на 9 вопросов:
-
Кто является целевой аудиторией (ЦА)? Компания может продавать товары и услуги для разной ЦА, среди которой есть как физические лица, так и другой бизнес. Если среди ЦА есть граждане, рекомендуется выяснить, чем они интересуются, какое у них семейное положение, возраст, кто чаще приобретает вашу продукцию — мужчины или женщины. Если же ЦА — это организации и ИП, то здесь следует определить, в каких регионах они работают, чем занимаются (основной и дополнительные виды деятельности), каков их доход и к какому сегменту бизнеса относятся (например, крупный или малый).
-
В чём заключается ваше уникальное торговое предложение (УТП)? Для этого потребуется анализ нишевых конкурентов, а также чёткое представление того, чего хотят ваши клиенты. Возможно, именно ваш бизнес предлагает что-то такое, что может быть особенно интересно ЦА, или что решает её проблемы. Для оформления УТП понадобится отследить путь клиента, выявив его желания и возможные негативные реакции на продукт.
-
Откуда клиенты будут узнавать о вас? Основные бизнес-модели включают в себя информацию и о каналах продвижения. Возможно, вы расскажете клиентам о себе через офлайн-рекламу: раздачу листовок, информацию в билбордах, городских объявлениях и прочее. А может, вы сделаете упор на онлайн-продвижение: например, в социальных сетях, мессенджерах, собственный сайт или интернет-магазин. А, может, вы будете комбинировать каналы продвижения.
-
Где клиенты смогут получать помощь и консультации? Проблемы клиентов могут решаться непосредственно в офисах компании, по телефону, через чаты в соцсетях или мессенджерах, в мобильных приложениях, через электронную почту или путём создания обращений на сайте.
-
Что станет источником дохода? Помимо продаж товаров и услуг, у бизнеса могут существовать дополнительные источники дохода. Например, комиссионное вознаграждение от партнёров или выручка от сдачи имущества в аренду.
-
Какие ресурсы для вашего бизнеса основные? Ключевыми ресурсами могут быть оборудование, кадры, сайт, мобильное приложение, кабинет на маркетплейсе и всё, что помогает поддерживать доходность бизнеса и увеличивать продажи.
-
Какие у вас ключевые бизнес-процессы? Это необходимо для того, чтобы понять, сколько сотрудников или исполнителей на аутсорсе вам может понадобиться. Например, для ведения бухгалтерского и налогового учёта, для непосредственных продаж клиентам, для закупок новых товаров или сырья, для производства продукции и т.д.
-
Кто будет вашими деловыми партнёрами? С кем планируется выстраивать сотрудничество, например, с владельцами складов, с поставщиками товаров, с курьерскими службами и прочее.
-
Какие расходы будут ждать бизнес? Ответ на этот вопрос поможет понять, когда компания сможет выйти в точку безубыточности, сколько нужно зарабатывать, чтобы перекрывать затраты.
Примеры бизнес-моделей
Выясним, какие бывают бизнес-модели. Приведённый список не полный, на деле их в разы больше:
-
Производство. Это базовая бизнес-модель, которая характеризуется изготовлением какого-либо продукта для его дальнейшей реализации через посредников или напрямую потребителям.
-
Франчайзинг. Позволяет новичкам в бизнесе открыть компанию под «чужим» именем, сразу получая возможность получать прибыль за счёт лояльных клиентов. Фирма, которая продаёт свой бренд для других, получает регулярные платежи от прибыли тех, кто купил у неё франшизу.
-
Дистрибуция. Это приобретение товаров у производителей для их дальнейшей продажи с наценкой.
-
Брокерство. Выполнение роли посредника между продавцами и покупателями, находя одних для других и зарабатывая на комиссиях от сделок.
-
Дропшиппинг. Бизнес-модель, при которой компания принимает заявки от клиентов, и только после этого ищет и приобретает для него нужный товар. Собственных товаров у фирмы нет, как и нет складов, где она их хранит.
-
Аренда. Сдача какого-либо имущества во временное владение другим лицам, получая за это плату.
-
Агрегатор. Размещение информации о других компаниях параллельно со своим ассортиментом товаров и услуг, получая комиссию за размещение.
-
Подписка. Предоставление доступа к чему-либо на временной основе за плату.
-
Партнёрский маркетинг. Получение дохода за счёт рекламы услуг или товаров другой компании.
-
Freemium. Предоставление ограниченного функционала продукта бесплатно, а дополнительные опции необходимо покупать.
-
«Бритва и лезвие». Основной продукт реализуется за небольшую цену. Однако к нему необходимо постоянно покупать расходники, и это приносит бизнесу прибыль.
-
Краудсорсинг и реклама. Доходы формируются за счёт размещения рекламы на собственных площадках.
Больше полезной информации для бизнеса — в чек-листах от экспертов СберКорус. В них вы сможете ознакомиться с особенностями автоматизации транспортных перевозок, работы с самозанятыми и многим другим совершенно бесплатно.
Telegram-канал СберКорус