Эксперимент о внедрении ЭДО в перевозках зерна


С 1 мая по 31 октября 2025 года проводится эксперимент о цифровизации документооборота при оформлении перевозок партий зерна, а также продуктов их переработки. Правовой режим эксперимента закреплён в постановлении Правительства РФ № 581 от 30 апреля 2025 года. Разберёмся, кто может участвовать в эксперименте, какие документы переводятся в электронный вид и как подготовиться к цифровизации процессов.
Суть эксперимента
В рамках эксперимента об электронном документообороте в перевозках зерна в цифровой вид будут переведены:
-
транспортные накладные;
-
путевые листы.
Данные будут передаваться в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Также будет проведена интеграция с системами ФНС (АИС «Налог-3») и Минсельхоза РФ (ФГИС «Зерно»).
Эксперимент должен решить следующие задачи:
-
снизить издержки бизнеса, участвующего в перевозках зерна, на оформлении бумажных документов, их хранении, доставке до контрагентов;
-
повысить прозрачность логистических процессов;
-
обеспечить равные условия взаимодействия для всех участников рынка перевозок зерна.
Кто может участвовать в эксперименте?
В эксперименте о переходе на ЭДО вправе принять участие все, кто так или иначе связан с перевозками зерна и продуктов его переработки:
-
грузоотправители, в том числе производители;
-
грузополучатели;
-
перевозчики.
Также активное участие в эксперименте принимают уполномоченные органы власти (ФНС, Минтранс РФ, Минсельхоз РФ), а также операторы ГИС ЭПД (среди которых СберКорус).
Как принять участие в эксперименте?
Принять участие в эксперименте о переходе на ЭДО в сфере перевозок зерна и продуктов его переработки можно через оператора ГИС ЭПД СберКорус, который по состоянию на июнь 2025 года занял 57 % рынка электронных перевозочных документов.
Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут подключиться к сервису Сфера Перевозки в тестовом режиме бесплатно. В рамках тестирования документы в ГИС ЭПД отправляться не будут, участники рынка перевозок зерна смогут отладить бизнес-процессы, убедиться в работоспособности системы, научить своих сотрудников работе с сервисом.
Обратите внимание! При подключении к эксперименту документы, направляемые в ГИС ЭПД, сохраняют за собой статус тестовых. Они не повлияют на налоговую отчётность бизнеса, по ним не будут проводиться проверки со стороны ФНС.
Три шага, которые надо предпринять для участия в эксперименте:
-
Оставить заявку на подключение к сервису Сфера Перевозки. В заявке достаточно оставить ваше имя, наименования организации или ФИО ИП, номер телефона и электронную почту.
-
Получить сертификаты квалифицированной электронной подписи (КЭП). Они необходимы, чтобы подписывать ЭТрН и электронные путевые листы (ЭПЛ). Каждый участник ЭДО подписывает КЭП только свои титулы.
-
Оформить машиночитаемые доверенности (МЧД). Если документы подписывает не ИП или руководитель организации, а уполномоченный ими сотрудник, необходимо оформить МЧД. Сделать это можно бесплатно в сервисе Сфера Доверенности от СберКорус.
Обязательно сообщите менеджерам, что вы подключаетесь к сервису в рамках эксперимента о внедрении ЭДО в перевозках зерна. Это позволит вам ознакомиться с работой сервиса Сфера Перевозки и взаимодействием с ГИС ЭПД бесплатно.
Частые вопросы
В чём преимущества работы в сервисе Сфера Перевозки?
Сейчас для большинства участников рынка встаёт проблема настройки сервисов ЭДО и подбора индивидуальных решений. В СберКорус уделяют большое внимание удобству сервисов для всех участников рынка грузоперевозок, в том числе перевозок зерна и продуктов его переработки.
Выбирая сервис Сфера Перевозки, вы сможете:
-
Рассчитывать на интеграцию, которая будет комфортной для работы именно вам. Вы сможете начать работу в веб-версии через интернет-браузеры уже через 2 дня после рассмотрения заявки, при этом дополнительных настроек или установки программ не потребуется (кроме тех, что необходимы для взаимодействия с электронными подписями). Также вы можете выбрать работу в сервисе через API-инструменты, модуль 1С или индивидуальное решение, которое мы настроим под вас.
-
Использовать мобильное приложение. Оно предоставляет доступ к ЭТрН и ЭПЛ по QR-коду (например, при проверках со стороны ГИБДД). Также приложение позволяет водителям подписывать простой электронной подписью (ПЭП) документы, подтверждая приёмку или передачу грузов. Приложение доступно для устройств Android и iOS.
-
Быстро работать с перевозочными документами. Создание, подписание и отправка документа занимают несколько минут. При обнаружении ошибки её также можно быстро исправить, отправив онлайн корректный документ. Благодаря ЭДО риски ошибок в транспортных документах сокращаются до нуля. Также на 30 % сокращается время на оформление документов. Риски штрафов от надзорных органов и претензий со стороны контрагентов и клиентов при использовании ЭДО также сокращаются на 30 %.
-
Оперативно отслеживать стадии доставки грузов. Это возможно благодаря смене статусов подписания документов.
Будет ли отдельная форма ЭТрН для перевозчиков зерна?
Сейчас этот вопрос обсуждается экспертным сообществом Минтранса РФ, Минсельхоза РФ и операторов ГИС ЭПД. Участники рынка перевозок зерна отмечают, что им необходимо вносить дополнительную информацию о грузе, например, данные карантинного сертификата, наименование сельскохозяйственной культуры, номер сопроводительного документа по идентификации зерна.
В СберКорус ожидают, что останется стандартная форма ЭТрН: существующих информационных полей должно быть достаточно, чтобы заполнить специфические для отрасли данные.
Что будет после завершения эксперимента?
Данные, полученные в ходе эксперимента, будут анализироваться, в первую очередь, государственными органами. Минтранс РФ должен будет отчитаться о результатах эксперимента до 15 декабря 2025 года.


за 0₽

Сфера Документы

Сфера Торговля

Сфера Отчётность

Удостоверяющий центр

за 0₽