Финальный этап реформы ККТ: всё, что нужно знать предпринимателям

#блог
Решения для маркировки
Зарегистрируем в Честном ЗНАКе, выпустим и настроим КЭП, подключим к ЭДО.

Реформа ККТ началась ещё в 2017 году, после вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ от 03.07.2016, который внёс поправки в закон № 54-ФЗ. Переход на онлайн-кассы проходил в 4 этапа. 1 июля 2021 года начался завершающий этап, и коснулся он в основном индивидуальных предпринимателей. В статье расскажем, какие ИП обязательно должны перейти на онлайн-кассу, и представим пошаговую инструкцию. 

Условия для обязательного перехода на онлайн-кассу с 1 июля

Если в общем, то на этом этапе все предприниматели, не имеющие сотрудников, но реализующие товары собственного производства или оказывающие услуги, должны начать работать с ККТ. Условия для обязательного перехода на онлайн-кассу следующие:

  • торговля ведётся в помещении (магазине, павильоне и т.д.);

  • ИП реализует непродовольственные товары, используя открытый прилавок в крытых помещениях;

  • реализуются товары из перечня, утверждённого Распоряжением от 14.04.2017 № 698-р;

  • реализуется маркированная продукция. 

Кому необязательно применять онлайн-кассу

Работать без ККТ могут:

  • кредитные организации;

  • самозанятые;

  • ИП на ПСН, осуществляющие определённые виды деятельности;

  • некоторые ИП на УСН или ОСНО с учётом специфики деятельности и особенностей местонахождения. 

В ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ дан полный перечень условий, при которых предприниматели могут не использовать ККТ. 

Что нужно для соответствия требованиям закона о применении ККТ

Для работы с онлайн-кассой потребуются:

  • Контрольно-кассовый аппарат.

  • Фискальный накопитель (ФН). Его приобретают отдельно и устанавливают в чекопечатающее устройство, если он не встроен в кассовый аппарат. 

  • Товароучётная система, в которой формируются фискальные документы. Ее интегрируют в кассу, ноутбук, компьютер, телефон или POS-терминал.

  • Договор с оператором фискальных данных (ОФД).

Ответственность за нарушение закона о применении ККТ

За работу без ККТ или нарушение правил предусмотрена административная ответственность, согласно ст. 14.5 КоАП РФ

ВАЖНО: предпринимателям, которые осуществляют переход на другой налоговый режим, необходимо перенастроить онлайн-кассу. Для этого, возможно, потребуется помощь посредников. До конца 2020 года для тех, кто осуществлял переход с ЕНВД (отменён) на УСН, Патент или другие режимы, ФНС запускала специальный сервис, помогающий настроить разные модели касс. За выдачу чеков, в которых неправильно указана применяемая система налогообложения, также предусмотрена административная ответственность. 

Инструкция по подключению к работе с онлайн-кассой

Шаг 1: Выбор кассы

Есть много моделей ККТ, и их можно разделить на 3 вида:

  • Мобильная касса. Это переносное чекопечатающее устройство со встроенным POS-терминалом, батареей, модемом, ПО. Подходит тем, кто доставляет товары или оказывает услуги с выездом к клиенту. 

  • POS-терминал. Работает от проводного интернета или через Wi-Fi. Подходит для большого потока покупателей и проведения более 200 операций продажи в смену. 

  • Фискальный принтер. Имеет встроенный ФН, но подключается к интернету, кассовой программе и ОФД через промежуточное звено. Это может быть ноутбук, планшет или POS-терминал. Подходит тем, кто печатает более 500 чеков в смену. 

Шаг 2: Выбор фискального накопителя

Срок его действия может составлять 15 или 36 месяцев. Если ИП на ОСНО, подходит любой ФН. ИП, оказывающему услуги или реализующему товары на спецрежиме (ЕСХН, ПСН, УСН), нужен ФН на 36 месяцев.

Шаг 3: Заключение договора с ОФД

Оператор фискальных данных отправляет сведения о продажах в ФНС. Заключить договор необходимо до регистрации ККТ. 

Шаг 4: Выбор товароучётной системы

В фискальных документах нужно отражать номенклатуру товаров. В кассовую программу товарные позиции попадают из товароучётного сервиса. Нужную позицию кассир просто выбирает из списка при совершении продажи.

Шаг 5: Регистрация ККТ

Для регистрации нужно:

  • Составить заявление в ФНС. В нём отмечают название, модель и заводской номер кассового аппарата, а также номер ФН. Кроме того, указывают, где находится касса, как используется, с каким ОФД заключён договор. 

  • Подать заявление лично, онлайн на сайте nalog.ru или через ОФД. При подаче заявления онлайн понадобится КЭП. Её можно заказать здесь

  • Получить регистрационный номер ККТ и ввести его в кассу. ВАЖНО: нельзя допускать ошибок, так как регистрационный номер и ИНН можно записать на ФН только один раз!

  • Распечатать отчёт о регистрации и подать в ФНС лично, через сайт nalog.ru или ОФД. В ответ ФНС выдаст карточку регистрации ККТ. После этого касса готова к работе.  

Что нужно знать при переходе на онлайн-кассу розничным продавцам маркированных товаров

В связи с развитием системы обязательной маркировки товаров были внесены изменения в 54-ФЗ, согласно которым с 6 августа 2021 действует обновлённый формат фискальных данных — ФФД 1.2. Новая версия ФФД позволяет получать информацию о корректности кода маркировки в режиме онлайн. То есть когда кассир отсканировал код, в информационную систему Честный ЗНАК поступает запрос, далее осуществляется проверка кода, и если он корректен (не выведен из оборота и принадлежит продавцу), формируется чек. Ранее ошибки можно было фиксировать только по факту, в момент обработки чека в Честном ЗНАКе. 

Перейти на ФФД 1.2 должны все торговые точки, реализующие маркированные товары, кроме таких групп, как меховые изделия, ювелирные изделия, алкоголь. Поэтому тем, кто только планирует приобрести новый кассовый аппарат, следует выбирать модель с поддержкой ФФД 1.2. 

Что делать тем, кто уже использует кассовую технику:

  • На сайте ФНС есть реестр ККТ с поддержкой ФФД 1.2. Если ваша модель есть в реестре, необходимо обновить ПО не позднее 3 месяцев с момента включения в реестр. 

  • Если модель кассы не включена в реестр, нужно проверить, есть ли она в списке с планируемой поддержкой, который можно найти в Письме ФНС России от 09.07.2021 № АБ-4-20/9702@ «О переходе ККТ и ФН на ФФД 1.2».

  • Если модель не включена ни в реестр, ни в список, необходимо по окончании срока действия ФН с поддержкой ФФД 1.05 или 1.1 приобрести новый кассовый аппарат. 

Тем, кто только собирается работать с маркированной продукцией, следует обратить внимание на Комплексное решение для маркировки товаров от СберКорус. В рамках автоматизации работы с маркировкой проводится также закупка и настройка необходимого оборудования.

Оставьте заявку, и мы ответим на все ваши вопросы по подключению к системе маркировки товаров
Получить консультацию эксперта по маркировке

Наши продукты

Читать также