Исправление ошибок в налоговом учёте: способы и особенности



Случается, что при подаче деклараций и иных документов в ФНС налогоплательщик допускает ошибки. Их нужно своевременно исправлять, поскольку они либо ведут к дополнительным расходам бизнеса, либо занижают сумму налогов к уплате, что, разумеется, фискальный орган очень не любит. В статье поговорим об исправлении ошибок в регистре налогового учёта: как о нейтральных, так и о ведущих к дополнительным затратам налогоплательщика или к рискам привлечения к ответственности.
Ошибки, ведущие к дополнительным затратам налогоплательщика
К таковым можно отнести ошибки, когда налогоплательщик не учитывает положенные ему вычеты, а также расходы. В результате бизнес или случайно занижает сумму убытка, или переплачивает налоги в бюджет.
Исправление ошибок прошлых лет в налоговом учёте возможно, по правилам ст. 54 НК РФ, в том же периоде, к которому она относится. Однако у этого правила есть исключения:
-
Невозможно определить, к какому периоду относится ошибка. Это правило относится к вычетам, поскольку расходы учитываются только на основании первичных бухгалтерских документов, а в них обязательно стоит дата. В этом случае ошибку можно исправить в текущем периоде без подачи уточняющих документов.
-
Выявление ошибок по расходам. Перерасчёт можно сделать в периоде, когда была выявлена расходная ошибка, но с некоторыми особенностями. Во-первых, чтобы зачесть расход, бизнес должен получить прибыль в нынешнем периоде. В противном случае нужно «перенести» затраты на период, к которому они относятся. Во-вторых, учесть выявленные расходы можно только в течение 3 лет с момента, когда должен был быть уплачен налог соответствующего периода. Поэтому, если вы в 2024 году обнаружили лишний расход, сделанный в 2020 году, то с его помощью снизить налоги не удастся.
-
Расходная ошибка выявлена по НДС. В этом случае можно учитывать только ошибки, связанные с вычетами (неприменение или их частичное применение). Учесть обнаруженные внезапные затраты вряд ли выйдет, поскольку НДС рассчитывается исходя из книги покупок и продаж. Особенности её ведения прописаны в постановлении Правительства РФ № 1137 от 26 декабря 2011 года, и в нём нет указаний на то, что допустимо уменьшать базу НДС за счёт обнаруженных расходов прошлых лет.
В случае, если первичный документ, подтверждающий затраты, есть, но на нём не указана дата, учесть такие расходы для уменьшения налоговой базы нельзя.
Ошибки, ведущие к недоплате налогов
Особое внимание следует уделить исправлению ошибок в бухгалтерском и налоговом учёте, связанным с неуплатой средств в бюджет. В частности, речь идёт о неточностях в подсчётах расходов и доходов, неучёте списываемой кредиторской задолженности, операций по оказанию услуг, выполнению работ или продаже товаров.
Если подобные ошибки обнаружены, необходимо:
-
выяснить, к какому налоговому периоду они относятся;
-
исправить регистры и подать уточнённую налоговую декларацию;
-
уплатить выявленный налог, а также «накапанные» по нему пени.
Если по документам невозможно понять, к какому периоду относится ошибка, то её учитывают в текущем. В случае, если «возраст» ошибки более 3 лет, то её можно не исправлять — это следует из правила, закреплённого в п. 2 ч. 7 ст. 11.3 НК РФ.
В случае, если сумма неуплаченных налогов за 3 последовательных года превысит 18,75 млн руб., то ИП или руководителя организации могут привлечь к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 199 УК РФ. Максимально возможное наказание в этом случае — 2 года лишения свободы с запретом занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до 3 лет.
Нейтральные ошибки
Исправление ошибок в налоговом учёте, которые не ведут ни к дополнительных расходам бизнеса, ни к недоплате обязательных платежей в бюджет (так называемых нейтральных), на практике происходит только в случаях, если этого требует ФНС. Налогоплательщик тоже может самостоятельно инициировать корректировки.
К нейтральным ошибкам обычно относят неверное определение даты затрат, некорректное определение вида дохода и ряд других. ФНС в таких случаях требует или уточнённые декларации, или довольствуется простыми разъяснениями со стороны налогоплательщика.
Сервис сдачи электронной отчётности позволяет за минуты отправить декларации (включая уточнённые) в налоговую инспекцию, а также поддерживает и неформализованный обмен документами. С его помощью вы сможете избежать привлечения к налоговой ответственности и не пропустить запросы от ФНС, требующие ваших разъяснений. Клиенты Сбера, подключившие расчётный счёт, могут воспользоваться функционалом сервиса бесплатно.


Сфера Документы

Сфера Торговля

Сфера Отчётность
