Как быть, если контрагент не отвечает на претензию?


В бизнесе нередки ситуации, когда одна сторона поставляет товары, выполняет работы или оказывает услуги, а другая — «кидает» контрагента, не перечисляя деньги по договору. И один из первых шагов в таком случае — направление претензии. Разберёмся, может ли молчание недобросовестного делового партнёра на претензию считаться признанием задолженности.
Вопрос 1. Считается ли молчание согласием с точки зрения закона?
Ч. 4 ст. 157.1 и ч. 3 ст. 158 ГК РФ гласят, что молчание по общему правилу не считается согласием. Исключение, если молчание как знак согласия предусмотрено в договоре между сторонами или законом.
Пример:
Компания «Свет» арендует у фирмы «Кирпич» помещение под офис. Договор аренды был заключён на 1 год. По истечении срока аренды «Кирпич» не предпринял действий, чтобы изъять имущество у арендатора, как и «Свет» не покинул помещение. Соответственно, обе стороны молчанием дали согласие на продление сделки, и такое право даётся ч. 2 ст. 621 ГК РФ.
Молчание на претензию, если это не указано в договоре, не считается признанием контрагентом долга.
Вопрос 2. Можно ли указать в договоре, что отсутствие ответа на претензию считается признанием долга?
Да, можно. Это предусмотрено и вышеупомянутыми статьями ГК РФ, и п. 50 постановления Пленума ВС РФ № 25 от 23 июня 2015 года. Любые способы признания долга, в том числе и молчание, могут быть зафиксированы в договоре.
Для того, чтобы ситуаций с неоплатой работ, услуг или товаров не возникало, рекомендуем проверять компании и ИП через Сервис проверки контрагентов (СПК) от СберКорус. Он составит подробный отчёт, используя свыше 20 открытых источников информации, и покажет, как конкретная организация или предприниматель ведут себя в деловом сотрудничестве.


Сфера Документы

Сфера Торговля

Сфера Отчётность
