Блог

Как быть, если контрагент не отвечает на претензию?

17 августа 2023
Проверьте контрагента
Комплексная оценка партнёра по 20 источникам за 2 минуты

В бизнесе нередки ситуации, когда одна сторона поставляет товары, выполняет работы или оказывает услуги, а другая — «кидает» контрагента, не перечисляя деньги по договору. И один из первых шагов в таком случае — направление претензии. Разберёмся, может ли молчание недобросовестного делового партнёра на претензию считаться признанием задолженности.

Вопрос 1. Считается ли молчание согласием с точки зрения закона?

Ч. 4 ст. 157.1 и ч. 3 ст. 158 ГК РФ гласят, что молчание по общему правилу не считается согласием. Исключение, если молчание как знак согласия предусмотрено в договоре между сторонами или законом. 

Пример:

Компания «Свет» арендует у фирмы «Кирпич» помещение под офис. Договор аренды был заключён на 1 год. По истечении срока аренды «Кирпич» не предпринял действий, чтобы изъять имущество у арендатора, как и «Свет» не покинул помещение. Соответственно, обе стороны молчанием дали согласие на продление сделки, и такое право даётся ч. 2 ст. 621 ГК РФ

Молчание на претензию, если это не указано в договоре, не считается признанием контрагентом долга.

Вопрос 2. Можно ли указать в договоре, что отсутствие ответа на претензию считается признанием долга?

Да, можно. Это предусмотрено и вышеупомянутыми статьями ГК РФ, и п. 50 постановления Пленума ВС РФ № 25 от 23 июня 2015 года. Любые способы признания долга, в том числе и молчание, могут быть зафиксированы в договоре.

Для того, чтобы ситуаций с неоплатой работ, услуг или товаров не возникало, рекомендуем проверять компании и ИП через Сервис проверки контрагентов (СПК) от СберКорус. Он составит подробный отчёт, используя свыше 20 открытых источников информации, и покажет, как конкретная организация или предприниматель ведут себя в деловом сотрудничестве. 

В сервисе доступны данные для оценки финансовой и деловой репутации компании по официальным источникам в кратком и детальном виде
Получите все данные о контрагенте в одном окне
Специальное предложение для вас – сервисы для бизнеса за 0 рублей
Наши продукты

Сфера Документы

ЭДО с контрагентами

Сфера Торговля

Цифровизация заказов и поставок

Сфера Отчётность

Отчётность в государственные органы

Удостоверяющий центр

Электронная подпись
СберКорус Контакты:
Адрес: Б.Сампсониевский пр., 68Н Санкт-Петербург,
Телефон:8 800 100-8-812, Электронная почта: help@esphere.ru