Ведение бухгалтерии для ИП


Начнём с того, что бухгалтерия для ИП необязательна (п. 1 ч. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ). Предприниматели ведут её по желанию или не ведут вовсе. Однако им необходимо вести налоговый учёт доходов (а в некоторых случаях — и расходов). Также на плечи предпринимателя, как правило, ложатся обязанности ведения кадрового, управленческого и складского учётов. Поэтому закон одно, а практика, увы, совсем другое, и совсем отказаться от бухгалтерии ИП не получится.
Расскажем, как самостоятельно вести бухгалтерию ИП, в каких случаях можно обойтись без нанятого специалиста.
Когда можно не нанимать бухгалтера?
Без помощи бухгалтера могут обойтись предприниматели, которые:
-
Применяют «упрощёнку» на режиме «Доходы» и / или патент. В случае с УСН «Доходы минус расходы» консультация специалиста может пригодиться, чтобы точно знать, какие затраты ИП вправе учитывать для уменьшения налогооблагаемой базы.
-
В день составляют не более 10 первичных документов.
-
Ежемесячно получают выручку не более 1 млн руб.
-
Наняли минимальный штат (1-5 сотрудников) или работают самостоятельно, без персонала.
-
Заняты в малой рознице или в сфере работ / услуг, когда в день количество клиентов не превышает 10.
В остальных случаях желательно нанять бухгалтера, хотя бы на аутсорс. Также рекомендуется пройти обучающие курсы по ведению бухгалтерии ИП, чтобы разбираться, какие виды документов нужно сдавать в ФНС, СФР и Росстат, а также другие ведомства, какие сроки нужно соблюдать и как правильно выстраивать взаимоотношения с государственными органами.
Не менее важно автоматизировать отправку отчётности. С этим может помочь специальный сервис, который позволяет направлять документы вплоть до последней минуты отчётного дня в режиме 24/7. Вся информация передаётся в госорганы по защищённым каналам. В случае, если у налоговой возникнут к вам вопросы, сервис электронной отчётности уведомит вас об этом, и вы сможете направить ответ также через интернет. Система автоматически обновляется, потому вам не нужно будет переживать, что вы заполните неактуальную форму декларации. Для клиентов, открывших расчётный счёт в Сбере, функционал сервиса полностью бесплатен.
Как правильно вести бухгалтерский учёт ИП?
Чтобы не запутаться в бухучёте ИП и не нарваться на штрафы и иные санкции, соблюдайте следующие правила:
-
Контролируйте лимиты доходов. В 2024 году для УСН действует лимит доходов в 199,35 млн руб. в год для стандартных ставок в 6 и 15 % и 265,8 млн руб. для повышенных ставок в 8 и 20 %. Для ПСН и АУСН установлен лимит в 60 млн руб. в год. Если вы совмещаете «упрощёнку» и патент, то доходы считаются от обеих сфер бизнеса, и они не должны превысить 60 млн руб. в год, чтобы не утратить право применения ПСН.
-
Любая сделка должна быть задокументирована. Это, пожалуй, самое главное правило. Каждые правоотношения должны сопровождаться договорами, счетами, товарными и транспортными накладными, актами оказанных услуг или выполненных работ, платёжными поручениями. Электронные документы рассортировать проще, но, если вы работаете с бумажными, постарайтесь навести в них порядок. Необходимо сделать так, чтобы при проверке со стороны надзорных органов вы смогли быстро найти любую интересующую их информацию.
-
Следите за обновлениями законодательства. Особенно часто меняется налоговое законодательство. Своевременное отслеживание обновлений поможет избежать отправку отчётности на устаревших бланках, перейти на более выгодный налоговый режим, корректно учитывать доходы и расходы и, соответственно, избежать штрафов и пеней.
-
Соблюдайте хронологию. ИП обязаны вести книги учёта, отражая в них все операции. Важно фиксировать их в хронологическом порядке, поскольку ФНС в любой момент вправе запросить учётную книгу для сверки.
-
Не ленитесь проводить сверку. Ежеквартально (или чаще — в зависимости от вашей системы налогообложения) проверяйте данные из книги учёта. Удостоверьтесь, что каждая операция подтверждена документально. Также рекомендуется проводить сверку с деловыми партнёрами и налоговой инспекцией.
Что будет входить в кадровый учёт?
Помимо ведения бухучёта, ИП обязан заполнять кадровые документы, если он сотрудничает с гражданами по трудовым или гражданско-правовым договорам. Это значит, что:
-
предприниматель станет налоговым агентом ему придётся платить за сотрудников НДФЛ и страховые взносы, сдавать соответствующую отчётность (например, ЕФС-1);
-
ИП будет вести трудовые книжки, заниматься оценкой условий труда граждан, оформлять отпуска и т.д.
Если вы не хотите заниматься кадровым учётом, лучше всего сотрудничать с другими ИП или самозанятыми. Они будут формировать все отчёты за себя самостоятельно.
Нужен ли управленческий и складской учёт?
Всё зависит от желания ИП. Управленческий учёт пригодится, чтобы выявлять сильные и слабые места своего бизнеса, принимать решения в соответствии с полученной информацией. Складской учёт крайне желателен для всех, кто продаёт товары, чтобы отслеживать их поступления от поставщиков, объёмы реализации и возвратов от клиентов, фиксировать случаи брака или утраты.


за 0₽

Сфера Документы

Сфера Торговля

Сфера Отчётность

Удостоверяющий центр

за 0₽