Как избежать блокировки счёта и что делать, если это произошло

#блог
Электронная отчётность от 2400 ₽
Сдавайте отчетность онлайн в ФНС, ПФР, ФСС, Росстат.

Счёт могут заблокировать в самый неожиданный момент и по непонятным на первый взгляд причинам. Блокировка влечёт за собой проблемы с оплатой счетов, снятием денег, нарушение договорённостей и недоверие бизнес-партнёров. Разберёмся, почему это может произойти, как не допустить блокировки и что делать, если это всё-таки случилось.

Во-первых, без паники: вряд ли будет настоящая блокировка

Словом «блокировка» принято называть любые ограничения, связанные с переводом или снятием денег со счёта. Следует знать, что по-настоящему могут заблокировать только счета ИП и компаний, причастных к распространению оружия массового уничтожения либо к экстремистской деятельности. Только в таких случаях банк обязан заблокировать расчетный счет, об этом гласит федеральный закон 115-ФЗ от 07.08.2001 г. Также от банка могут потребовать приостановку операций на 5 рабочих дней, в случае если кто-либо из участников платежа состоит под контролем организации, включённой в один из указанных перечней. Банк уведомит Росфинмониторинг, где будет принято решение о продлении заморозки либо о разблокировании счёта. 

Во всех остальных случаях полная блокировка не производится, но может произойти приостановка движения денег, отказ в операциях, отключение дистанционного банковского обслуживания, заморозка какой-либо суммы денег. Выбор того или иного ограничения зависит от причины и инициатора санкций. 

Какие меры можно ожидать от налоговой 

ФНС может заморозить определённую сумму либо сделать полную приостановку операций по счёту. 

Приостановка расходных операций со стороны налоговой возможна в следующих ситуациях:

  • Организация или ИП имеет задолженность по уплате налогов, штрафов, взносов, пеней. Сначала налоговая присылает требование о погашении задолженности. В случае неуплаты нужная сумма будет заморожена на вашем счете.

  • После проверки ФНС вас обязали уплатить штраф, пени или недоимку, но у налоговой есть основания считать, что вы проигнорируете требование. В таком случае счёт может быть заморожен для подстраховки.

  • Не обеспечено получение документации от ФНС в электронном виде. Налоговая присылает письмо с уведомлением, если вы не обеспечили связь. По истечении 5 рабочих дней, если вы не исправили ситуацию, происходит заморозка счёта. Также, если вы не реагируете на требования налоговой и не отправляете квитанцию об их получении в течение 6 дней, происходит заморозка счёта. 

  • Не предоставлен в срок расчет по форме 6-НДФЛ, расчет по страховым взносам или налоговая декларация. По истечении 10 дней задержки счёт будет заморожен. 

Во всех случаях движение денег приостанавливается только в одном направлении – «на выход». То есть вы сможете получать средства на счёт, но не сможете их тратить. В этот период будут невозможны переводы поставщикам, но возможна уплата госпошлин, налогов и другие обязательные операции. 

Есть ещё один важный нюанс – пока ФНС не разморозит текущий расчетный счет, банк не сможет открыть вам новый.  

Во избежание проблем с налоговой и их последствий вовремя оплачивайте налоги, предоставляйте отчётность в налоговую и выполняйте прочие требования ФНС. Если же счёт заморожен необоснованно, и работники налоговой превысили свои полномочия, у вас есть право пожаловаться в суд или в вышестоящую ФНС. 

Для своевременной подачи отчетности в ФНС в электронном виде воспользуйтесь продуктом «СФЕРА Отчетность» от СберКорус. 

Какие меры может предпринять сам банк

Банк могут лишить лицензии, если он будет проводить все операции подряд. В соответствии с 115-ФЗ от 07.08.2001 г., банки должны обеспечивать чистоту операций и обращать внимание на подозрительные переводы. Все банки подчиняются регламентам Центробанка в определении сомнительных операций. 

Основные причины, по которым банк может приостановить операции:

  • При аномально активном движении по счёту. Операции могут блокировать, если у вас резко повысились денежные обороты или если после долгого перерыва вы начали активно пользоваться счётом. Например, на счёт поступает крупная сумма денег, которую быстро снимают или переводят в другой банк. В этом случае банк может отклонить операцию и затребовать объяснение. 

  • Если вы указали недостаточно точно цель платежа. К примеру, вместо фразы «За работу» правильнее будет сопроводить перевод формулировкой «За выполнение работ по установке кондиционера в соответствии с договором № 7 от 15 августа 2021 г. по счёту № 20». Также стоит следить за подробным указанием назначения перевода вашими контрагентами, когда они оплачивают ваши услуги или товары. 

  • Перевод не имеет очевидного экономического смысла либо не соответствует учредительным документам вашей компании. Например, вы занимаетесь производством мебели из дерева, а оплачиваете партию ювелирных украшений. Для того, чтобы заниматься новым видом деятельности без вопросов от банка и налоговой, начните с добавления ОКВЭД и обновления информации в учредительной документации, не забыв сообщить об этом в банк. Также следует уведомлять банк о смене руководителя или адреса компании. 

  • Клиент не платит налоги со счёта или тратит подозрительно мало на расходы юридического лица или ИП. Банк может насторожиться, если со счёта платятся налоги меньше 0,9% от суммы дебетового оборота. Это не означает, что будет заморожен счёт, но является поводом для более пристального внимания от банка. Если в дополнение к этому со счёта не оплачиваются взносы и зарплата сотрудникам, аренда помещения и хозяйственные нужны, если фонд оплаты труда не соответствует прожиточному минимуму или на счёте слишком маленький остаток по сравнению с проводимыми операциями – всё это поводы вызвать подозрение банка и в любой момент попасть под заморозку счёта. 

Что будет, если счёт всё-таки заморозили

Возможно несколько вариантов развития событий после приостановки операций по счёту. 

  1. Наилучший – если банк запросил дополнительную информацию и рассмотрел её, после чего одобрил операцию. Для такого исхода следует своевременно закрывать вопросы с банком и предоставлять сотрудникам все запрашиваемые документы. Когда требуется больше времени для сбора документов, уведомите об этом банк и попросите отсрочку. Не стоит игнорировать вопросы банка, отмалчиваться и нарушать сроки без предупреждения. 

  2. Средний по сложности – если банк провёл операцию, но счёл её подозрительной и сообщил об этом в Росфинмониторинг. С этого момента за каждой вашей операцией начинается пристальное наблюдение.

  3. Наихудший – если банк отказал в операции и связался с Росфинмониторингом. После двух таких сценариев в течение года банк может расторгнуть договор с вами, и вы автоматом будете добавлены в «чёрный список» Центробанка, откуда информация распространится в базы всех банков, что повлечёт за собой очевидные проблемы. 

Также это основание для пересмотра уровня риска клиента – то есть контроль за вашей деятельностью может становиться настолько тщательным, что придётся отчитываться за каждую сделку. Среди прочих неудобств – ограничения доступа к дистанционному банковскому обслуживанию и лимит по картам. 

Попав в «чёрный список», потребуется пройти процедуру реабилитации, чтобы не усугублять положение. Ваша инициатива в этом вопросе поможет избежать дальнейших проблем. Для этого предоставьте в банк документы, подтверждающие законность сделки, и заявление в свободной форме. Если не будет результата, отправляйтесь в межведомственную комиссию при Центробанке. Подробно о процессе и необходимых документах написано в Указании ЦБ РФ № 4760-У от 30 марта 2018 г. 

И помните: не допустить проблем со счётом проще, чем потом разгребать последствия. Будьте внимательны при совершении переводов, отказывайтесь сами от подозрительных и незаконных операций, точно указывайте назначение платежей, следите актуальностью данных в документах, за соответствием переводов деятельности компании и своевременно отвечайте на запросы банка и ФНС.

Входящий документооборот и электронная подпись входят в стоимость.
Электронная подпись в подарок!

Наши продукты

Читать также