Счёт могут заблокировать в самый неожиданный момент и по непонятным на первый взгляд причинам. Блокировка влечёт за собой проблемы с оплатой счетов, снятием денег, нарушение договорённостей и недоверие бизнес-партнёров. Разберёмся, почему это может произойти, как не допустить блокировки и что делать, если это всё-таки случилось.
Словом «блокировка» принято называть любые ограничения, связанные с переводом или снятием денег со счёта. Следует знать, что по-настоящему могут заблокировать только счета ИП и компаний, причастных к распространению оружия массового уничтожения либо к экстремистской деятельности. Только в таких случаях банк обязан заблокировать расчетный счет, об этом гласит федеральный закон 115-ФЗ от 07.08.2001 г. Также от банка могут потребовать приостановку операций на 5 рабочих дней, в случае если кто-либо из участников платежа состоит под контролем организации, включённой в один из указанных перечней. Банк уведомит Росфинмониторинг, где будет принято решение о продлении заморозки либо о разблокировании счёта.
Во всех остальных случаях полная блокировка не производится, но может произойти приостановка движения денег, отказ в операциях, отключение дистанционного банковского обслуживания, заморозка какой-либо суммы денег. Выбор того или иного ограничения зависит от причины и инициатора санкций.
ФНС может заморозить определённую сумму либо сделать полную приостановку операций по счёту.
Приостановка расходных операций со стороны налоговой возможна в следующих ситуациях:
Организация или ИП имеет задолженность по уплате налогов, штрафов, взносов, пеней. Сначала налоговая присылает требование о погашении задолженности. В случае неуплаты нужная сумма будет заморожена на вашем счете.
После проверки ФНС вас обязали уплатить штраф, пени или недоимку, но у налоговой есть основания считать, что вы проигнорируете требование. В таком случае счёт может быть заморожен для подстраховки.
Не обеспечено получение документации от ФНС в электронном виде. Налоговая присылает письмо с уведомлением, если вы не обеспечили связь. По истечении 5 рабочих дней, если вы не исправили ситуацию, происходит заморозка счёта. Также, если вы не реагируете на требования налоговой и не отправляете квитанцию об их получении в течение 6 дней, происходит заморозка счёта.
Не предоставлен в срок расчет по форме 6-НДФЛ, расчет по страховым взносам или налоговая декларация. По истечении 10 дней задержки счёт будет заморожен.
Во всех случаях движение денег приостанавливается только в одном направлении – «на выход». То есть вы сможете получать средства на счёт, но не сможете их тратить. В этот период будут невозможны переводы поставщикам, но возможна уплата госпошлин, налогов и другие обязательные операции.
Есть ещё один важный нюанс – пока ФНС не разморозит текущий расчетный счет, банк не сможет открыть вам новый.
Во избежание проблем с налоговой и их последствий вовремя оплачивайте налоги, предоставляйте отчётность в налоговую и выполняйте прочие требования ФНС. Если же счёт заморожен необоснованно, и работники налоговой превысили свои полномочия, у вас есть право пожаловаться в суд или в вышестоящую ФНС.
Для своевременной подачи отчетности в ФНС в электронном виде воспользуйтесь продуктом «СФЕРА Отчетность» от СберКорус.
Банк могут лишить лицензии, если он будет проводить все операции подряд. В соответствии с 115-ФЗ от 07.08.2001 г., банки должны обеспечивать чистоту операций и обращать внимание на подозрительные переводы. Все банки подчиняются регламентам Центробанка в определении сомнительных операций.
Основные причины, по которым банк может приостановить операции:
При аномально активном движении по счёту. Операции могут блокировать, если у вас резко повысились денежные обороты или если после долгого перерыва вы начали активно пользоваться счётом. Например, на счёт поступает крупная сумма денег, которую быстро снимают или переводят в другой банк. В этом случае банк может отклонить операцию и затребовать объяснение.
Если вы указали недостаточно точно цель платежа. К примеру, вместо фразы «За работу» правильнее будет сопроводить перевод формулировкой «За выполнение работ по установке кондиционера в соответствии с договором № 7 от 15 августа 2021 г. по счёту № 20». Также стоит следить за подробным указанием назначения перевода вашими контрагентами, когда они оплачивают ваши услуги или товары.
Перевод не имеет очевидного экономического смысла либо не соответствует учредительным документам вашей компании. Например, вы занимаетесь производством мебели из дерева, а оплачиваете партию ювелирных украшений. Для того, чтобы заниматься новым видом деятельности без вопросов от банка и налоговой, начните с добавления ОКВЭД и обновления информации в учредительной документации, не забыв сообщить об этом в банк. Также следует уведомлять банк о смене руководителя или адреса компании.
Клиент не платит налоги со счёта или тратит подозрительно мало на расходы юридического лица или ИП. Банк может насторожиться, если со счёта платятся налоги меньше 0,9% от суммы дебетового оборота. Это не означает, что будет заморожен счёт, но является поводом для более пристального внимания от банка. Если в дополнение к этому со счёта не оплачиваются взносы и зарплата сотрудникам, аренда помещения и хозяйственные нужны, если фонд оплаты труда не соответствует прожиточному минимуму или на счёте слишком маленький остаток по сравнению с проводимыми операциями – всё это поводы вызвать подозрение банка и в любой момент попасть под заморозку счёта.
Возможно несколько вариантов развития событий после приостановки операций по счёту.
Наилучший – если банк запросил дополнительную информацию и рассмотрел её, после чего одобрил операцию. Для такого исхода следует своевременно закрывать вопросы с банком и предоставлять сотрудникам все запрашиваемые документы. Когда требуется больше времени для сбора документов, уведомите об этом банк и попросите отсрочку. Не стоит игнорировать вопросы банка, отмалчиваться и нарушать сроки без предупреждения.
Средний по сложности – если банк провёл операцию, но счёл её подозрительной и сообщил об этом в Росфинмониторинг. С этого момента за каждой вашей операцией начинается пристальное наблюдение.
Наихудший – если банк отказал в операции и связался с Росфинмониторингом. После двух таких сценариев в течение года банк может расторгнуть договор с вами, и вы автоматом будете добавлены в «чёрный список» Центробанка, откуда информация распространится в базы всех банков, что повлечёт за собой очевидные проблемы.
Также это основание для пересмотра уровня риска клиента – то есть контроль за вашей деятельностью может становиться настолько тщательным, что придётся отчитываться за каждую сделку. Среди прочих неудобств – ограничения доступа к дистанционному банковскому обслуживанию и лимит по картам.
Попав в «чёрный список», потребуется пройти процедуру реабилитации, чтобы не усугублять положение. Ваша инициатива в этом вопросе поможет избежать дальнейших проблем. Для этого предоставьте в банк документы, подтверждающие законность сделки, и заявление в свободной форме. Если не будет результата, отправляйтесь в межведомственную комиссию при Центробанке. Подробно о процессе и необходимых документах написано в Указании ЦБ РФ № 4760-У от 30 марта 2018 г.
И помните: не допустить проблем со счётом проще, чем потом разгребать последствия. Будьте внимательны при совершении переводов, отказывайтесь сами от подозрительных и незаконных операций, точно указывайте назначение платежей, следите актуальностью данных в документах, за соответствием переводов деятельности компании и своевременно отвечайте на запросы банка и ФНС.