Как маркировать шины и покрышки в 2022 году

#блог
Решения для маркировки
Зарегистрируем в Честном ЗНАКе, выпустим и настроим КЭП, подключим к ЭДО.

Многие решения по маркировке уже оттестированы участниками рынка на таких товарных группах, как шубы, табачные изделия, лекарственные препараты и обувь. Продуктивность уже запущенных проектов очевидна – с рынка бегут недобросовестные компании, которые предлагали продукцию непонятного происхождения и наносили тем самым ущерб своим контрагентам, конечным потребителям и государству. Теперь российские органы власти распространяют успешную практику и примеры внедрения цифровых меток на другие товарные группы, перечень которых пополнили шины и покрышки.

Нормативно-правовая основа

Ключевыми считаются два правительственных постановления – №515 (описывает основные правила для всей концепции маркировки) и №1958 (подсказывает тонкости и особенности работы именно с товарной группой “шины”). Есть и другие нормативные акты по теме, но внимательное изучение именно указанных двух - залог понимания происходящего и правильных действий по адаптации к новой системе маркировки.

Какие участники рынка обязаны маркировать шины?

  • Производители - маркируют изготовленные шины и покрышки до осуществления их отгрузки заказчикам;

  • Импортирующие компании - маркируют товар до прохождения границы РФ (если поставка из стран-участниц Евразийского экономического союза), или до выпуска товара с таможни (если поставка из прочих стран, не входящих в упомянутый союз);

  • Розничные продавцы - получают уже маркированный товар, поэтому они проводят перемаркировку в случае нечитабельности или порчи/утраты кода, а маркировку делают, если речь идет об операциях возврата товара покупателями, или об остатках шинной продукции в старых партиях, не имеющих цифровых меток;

  • Комиссионные магазины - должны маркировать шины после получения их от клиентов физических лиц.

Ключевые вехи внедрения маркировки шин и покрышек 

Рассмотрим основные этапы и три даты, на которые стоит обратить внимание.

Дата

Какие введены изменения

01.11.20

Запрещается изготавливать и ввозить в Россию шинную продукцию без маркировки.

 

Участникам товарооборота, которые сотрудничают с изготовителями и импортерами без посредников, запрещается закупать шины без маркировки.

 

Обязательным условием работы розничных продавцов установили своевременную отправку информации о продаже маркированных шин в ГИС Честный ЗНАК. К тому моменту всю кассовую технику необходимо было настроить таким образом, чтобы она передавала сведения о выбытии шин и покрышек с маркировкой прямо через кассу.

 

При этом изготовителям разрешено бессрочно хранить на своих складах продукцию собственного производства, но нельзя реализовывать такую продукцию ни другим участникам рынка, ни конечным потребителям.

15.12.20

До этой даты необходимо маркировать шинную продукцию, заказанную и оплаченную до 01.11.20, но привезенную в РФ после 01.11.20. 

 

После - вводится тотальный запрет на оборот немаркированной шинной продукции (в том числе и на вывод из оборота). Участники оборота с этой даты не могут реализовать шинную продукцию ни друг другу (b2b), ни в розницу (b2c).

01.03.21

До этой даты все участники рынка должны сделать маркировку остатков продукции, которая имеется на складах и не была реализована до 15.12.20

 

После этой даты шины и покрышки должны оставлять цифровой след всего своего передвижения. Теперь не только розница, а все участники товарооборота обязаны загружать данные о работе с шинами и покрышками (приобретение, реализация, списание и пр.) в ГИС Честный ЗНАК, то есть на рынке полностью искоренили возможность торговли шинами без маркировки.

 

Благодаря таким прозрачным и развитым процессам маркировки, в нашу страну будут импортироваться исключительно качественные шинные изделия и только законными путями. Осуществить маркировку контрафактной продукции будет попросту невозможно.

Актуальные новости для участников шинного товарооборота

Проставление цифровых меток на автомобильные шины и покрышки подразумевает и финансовые, и трудовые вложения. Помимо покупки различного оборудования и настройки программного обеспечения, в 2022 году вам потребуется:

  • Перейти на электронный документооборот (ЭДО). С 1 января 2022 года все участники рынка шинных изделий, которые ранее передавали сведения в систему маркировки напрямую, должны подключить ЭДО, иных законных способов работать с товарами не будет. Цифровая платформа СберКорус всегда была в авангарде разработки цифровых решений для бизнеса, а по части внедрения электронного документооборота является первопроходцем в России. В настоящее время для клиентов доступен сервис ЭДО, созданный специально для работы с маркировкой.

  • Внимательно изучить меры пресечения за нарушение правил маркировки, их порядочно ужесточили с 1 декабря 2021 года введением законов 204-ФЗ и 293-ФЗ. Количество штрафов растет, а за серьезные нарушения бизнесменам грозят принудительные работы и даже лишение свободы. Будьте на чеку.

Переход на новые правила затруднителен для тех участников, которые хотят все сделать самостоятельно - слишком много информации нужно проанализировать и усвоить. Лучше доверьте переход на маркировку нам, профессионалам, лидирующим на рынке ИТ-решений для бизнеса с 2004 года. В рамках бесплатной консультации вы получите готовые ответы на все ваши вопросы, а также узнаете все преимущества комплексного решения для маркировки от СберКорус. 

Что из себя представляет процесс маркировки, какой именно товар попадает под нововведения - разбираем далее.

Что такое код маркировки шин?

Этикетка с изображением штрих-кода крепится на каждую единицу шинной продукции. В отличие от большинства других товаров, автошины никогда не предусматривали наличие товарной упаковки, поэтому метка наносится на само изделие. Маркировать можно с помощью двух средств идентификации:

DataMatrix

Это двумерные матричные штрих-коды в форме квадрата или прямоугольника, считываемые обыкновенным 2D-сканером. Благодаря этим меткам пользователь узнает о товаре практически все - его происхождение, бренд, сведения об изготовителе, и даже эксплуатационные характеристики.  По сути это обычная этикетка, которую крепят на протектор шины, боковину или внутренние поверхности. 

Метка RFID

Это дополнительный способ идентификации (не самостоятельный), который нечасто применяют ввиду высокой стоимости интеграции. Это более технологичное решение, позволяющее вплавить метку в материал покрышки на стадии ее производства, но российский рынок пока что слабо оснащен оборудованием, необходимым для обработки таких меток.

Для получения маркировочных кодов требуется пройти регистрацию в системе Честный ЗНАК. Обратите внимание на то, что без электронной подписи, выпущенной на имя директора организации, ничего не выйдет. А лица, не указанные в государственных реестрах в качестве руководителей, вообще не смогут зарегистрироваться.

Код маркировки генерируется отдельно для каждого изделия и обойдется в 50 копеек за штуку (без учета НДС), эта ставка относится только к новой шинной продукции. Для товара в виде остатков на складах, который был произведен до введения обязательств по маркировке, коды формировали на безвозмездной основе.

Какие шины маркируются в обязательном порядке? 

Маркировке подлежат следующие резиновые автошины и пневматические покрышки на следующих видах транспорта:

Чтобы наиболее точно определить, требует ли ваш товар маркировки и нанесения DataMartrix - сверьте свою товарную номенклатуру с приведенными ниже в таблице перечнями кодов ОКПД2 или ТН ВЭД. Если есть хотя бы одно совпадение, будьте уверены - регистрация в системе маркировки не терпит отлагательств.

Кстати, очень часто участники рынка задают вопрос о необходимости маркировки шин, идущих в сборе с автомобилем. В данном случае шины являются составной частью другого единого товара, и они будут входить в состав иной номенклатуры. Такие автошины не нуждаются в отслеживании, маркировка не нужна.

Когда маркировка шин в Честном ЗНАКе не обязательна?

Закон разрешает не маркировать:

  • б/у и восстановленные шины (летние и зимние) для грузовых, легковых автомобилей, мотоциклов и сельскохозяйственной техники;

  • взаимозаменяемые протекторы;

  • велосипедные шины;

  • ободные ленты;

  • авиационные шины;

  • резиновые камеры;

  • шины, вмонтированные на диски или являющиеся составной частью автомобиля.

Ввод и вывод товаров из оборота

Транспортная резина на колёса вводится в оборот и маркируется в следующих случаях:

  • произведён новый товар (коды наносятся на изделия до отгрузки продавцу);

  • продавец реализует остатки продукции, которые ранее можно было сбывать без маркировки, или проводит перемаркировку, если этикетка от продавца нечитаемая;

  • изделия ввезены из-за рубежа, включая страны ЕАЭС;

  • физические лица сдали шины в комиссионный магазин;

  • товар был возвращён продавцу покупателем.

Маркировка и обозначение автомобильных шин в системе Честный ЗНАК должна быть максимально подробной. При последующей расшифровке кода можно узнать следующую информацию о товарах:

  • ИНН производителя или импортёра;

  • данные о сертификационных документах;

  • при наличии — код товара (GTIN);

  • сезонность (летние или зимние);

  • полное наименование продукции;

  • категория скорости и индекс нагрузки;

  • код ТН ВЭД (в 10 и 4 знаках);

  • тип по способу герметизации;

  • товарный знак;

  • тип конструкции каркаса шины;

  • модель;

  • посадочный диаметр, ширина, отношение высоты профиля к ширине, иные данные о типоразмере.

Маркировку нужно обозначать как через буквенные, так и числовые символы.

Вывод резины из оборота происходит в следующих случаях:

  • продажа через интернет-магазины и маркетплейсы;

  • реализация в розницу, когда применяется контрольно-кассовая техника (ККТ);

  • экспорт, размещение изделий под таможенные процедуры для их последующего вывоза за рубеж;

  • продажа ИП или организациям, являющимися конечными потребителями продуктов, не для перепродажи (например, автопаркам, таксопаркам);

  • списание из-за порчи или утери шин, покрышек — обязательно нужно указать номер документа, которым подтверждается порча или утеря товаров.

Что будет, если не маркировать покрышки и шины?

Маркировка шин от заводов обязательна по закону, и, если не соблюдать требований, можно попасть под административную или уголовную ответственность. 

 

Норма закона

Предусмотренные санкции

Ч. 1 ст. 15.12 КоАП РФ — производство и ввод в оборот товаров без обязательной маркировки

Штраф должностным лицам — 5-10 тыс. руб. с конфискацией товаров.

 

Штраф юридическим лицам — 50-100 тыс. руб. с изъятием продукции.

Ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ — продажа, хранение, приобретение товаров без обязательной маркировки в целях сбыта

Штраф гражданам — 2-4 тыс. руб. с конфискацией шин и покрышек.

 

Штраф должностным лицам — 5-10 тыс. руб. с изъятием товаров.

 

Штраф юридическим лицам — 50-300 тыс. руб. с конфискацией немаркированной продукции.

Ст. 171.1 УК РФ — продажа товаров с поддельной маркировкой

Объём санкций зависит от того, как именно совершалось преступление. В лучшем случае преступнику будет грозить штраф до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты нарушителя за последние 2 года. В худшем случае — лишение свободы до 6 лет со штрафом до 1 млн руб. или в размере зарплаты преступника за последние 5 лет. 

Оставьте заявку, и мы ответим на все ваши вопросы по подключению к системе маркировки товаров
Получить консультацию эксперта по маркировке

Наши продукты

Читать также