Как проверить статус самозанятого, зачем и когда это нужно
Если бизнес работает с самозанятым, проверка статуса налогоплательщика на профессиональный доход — важная задача, которой нельзя пренебрегать. В статье расскажем, для чего это нужно и как получить сведения о самозанятых.
Зачем проверять статус самозанятого
Налог на профессиональный доход (НПД, самозанятость) — это специальный налоговый режим, который могут применять обычные физические лица и физлица в статусе ИП, чтобы официально работать, получать доход и уплачивать с него налог в бюджет. Самозанятый сам перечисляет налог по ставке 4 % или 6 %, в зависимости от того, кто платит вознаграждение — физлицо или ЮЛ/ИП. При сотрудничестве с самозанятым заказчик выплачивает только вознаграждение и получает от самозанятого чек после перечисления денежных средств, а вопрос начисления и уплаты налога его не касается. Однако, если окажется, что самозанятый на момент начала сотрудничества или оплаты не имел соответствующий статус, заказчику придется выплатить НДФЛ и страховые взносы, как при сотрудничестве с обычным физлицом.
Приведём пример.
Компания наняла самозанятого дизайнера на один проект, заключила с ним договор и после получения результата выплатила исполнителю 50 000 рублей.
Как должно быть:
Самозанятый получил деньги, зафиксировал доход в приложении «Мой налог» и выдал чек. Дополнительные расходы компания не несёт.
Как может получиться:
При заключении договора компания поверила исполнителю на слово, что он имеет действующий статус самозанятого, и самостоятельную проверку не произвела. Через некоторое время налоговая присылает уведомление с требованием выплатить НДФЛ и страховые взносы. Оказалось, что исполнитель потерял статус самозанятого, поэтому налоговая посчитала, что договор на 50 000 рублей был составлен с физлицом.
Что заплатит компания:
-
НДФЛ по ставке 13 %: 50 000 х 13 % =6 500 руб.
-
Взнос на пенсионное страхование (22 %): 56 500 х 22 % = 12 430 руб.
-
Взнос на медицинское страхование (5,1 %): 56 500 х 5,1 % = 2 882 руб.
Что получается в итоге: из-за того, что компания не проверила, является ли человек самозанятым или нет, помимо вознаграждения исполнителю, она уплатит в бюджет 21 812 рублей.
Когда нужно проверять статус
Как минимум дважды: перед заключением договора и перед оплатой. То есть проверить, есть ли у человека самозанятость, нужно на дату подписания договора и на дату перечисления средств. И на всякий случай — зафиксировать результаты проверки.
Где посмотреть статус самозанятого
У заказчика есть два варианта:
1. Узнать ИНН самозанятого и проверить самостоятельно на сайте ФНС.
ФНС ведёт единый реестр самозанятых граждан. Чтобы узнать статус налогоплательщика по ИНН, потребуется меньше минуты:
Проверка самозанятого по ФИО невозможна. Также сервис не покажет другие данные налогоплательщика.
Если вас интересует, как узнать дату постановки на учёт, выберите второй вариант проверки.
2. Запросить справку у самозанятого.
В приложении «Мой налог» справка формируется моментально, а самозанятый может отправить её в формате PDF в любой мессенджер или другими способами.
Выглядит справка так:
Под названием указан номер справки о постановке на учёт. Есть ФИО налогоплательщика, ИНН, серия и номер паспорта, дата постановки на учёт и место регистрации статуса.
Обязан ли самозанятый сообщать заказчику о потере статуса?
Потеря статуса самозанятого возможна, если налогоплательщик сам снялся с учёта или превысил лимит годового дохода (2,4 млн рублей). Но закон не обязывает уведомлять заказчика об утрате статуса.
Как бизнесу обезопасить себя в этом случае? Ответ прост: предусмотреть в договоре условие о том, что самозанятый обязан сообщить об утрате статуса. Это очень важно и помогает сократить риски. Что ещё рекомендуют учесть при работе с самозанятыми, подробно рассказали в этой статье.
Telegram-канал СберКорус