Войти
Блог

Как провести оценку бизнеса?

20 сентября 2023

Если вы собираетесь покупать, продавать компанию или ее доли, а также инвестировать в нее, вам потребуется грамотный и глубокий анализ стоимости бизнеса. Профессионально оценкой занимаются независимые эксперты. Их услуги могут пригодиться и тем, кто готовится реструктуризации компании, защите от банкротства, а также просто хочет узнать реальную стоимость бизнеса, составить бизнес-план, понять, могут ли активы предприятия использоваться в качестве залога.

Параметры оценки бизнеса

К самым базовым критериям можно отнести следующие:

  • Организационная форма. Имея целью оценить капитал компании, важно брать во внимание капитал каждого совладельца. 

  • Имущество. Оно составляет львиную долю стоимости бизнеса, и здесь важно учитывать и нематериальные объекты - патенты, лицензии и пр.

  • Структура. Необходимо брать во внимание все офисы, филиалы, подразделения, в том числе за пределами страны.

  • Деньги. Оценщики смотрят на каналы поступления финансов, а также на движение средств внутри компании.

  • Деловая репутация. Она сильно влияет на востребованность бизнеса среди потребителей.

  • Эффективность. Чем результативнее бизнес, тем он дороже.  

Основные методики

Среди самых частых и работающих подходов оценки – такие:

  • Сравнительный. Компания сравнивается с подобной, чья цена известна. Но здесь важно делать поправки на различия: если у конкурента три склада, а у оцениваемой компании два, нужна корректировка.

Увы, схожие по параметрам компании не так-то просто отыскать, да и подлинную информацию о ней – тоже. 

  • Затратный. Он опирается на цену активов компании. 

В этом подходе применяются две методики. Одна называется методом чистых активов: при ней оцениваются и нематериальные активы — ценные бумаги, товарные знаки. Из общей суммы вычитаются долговые обязательства.

А вот при методе ликвидационной стоимости вычисляется сумма, которую владелец получит, продав компанию и ее материальные активы. 

Затратный подход хорошо работает во время ухода компании с рынка или в самом начале ее деятельности. Но если у фирмы нет активов или их очень мало, такой подход не будет оправданным.  

  • Доходный. Он базируется на идее о том, что чем успешнее бизнес, тем выше его стоимость.

Внутри подхода существует популярный метод дисконтирования, когда делается прогноз по доходам компании сразу на несколько лет. Ближе к намеченной дате доход дисконтируется с помощью ставки, проводится расчет стоимости доходов на данный момент. Далее нужно суммировать будущую прибыль и разделить на (1+i)n, где i – ставка дисконтирования, а n —длительность прогноза в месяцах. Результат и есть стоимость бизнеса.

Что выбрать?

Каждый подход по-своему логичен, но на практике всегда используется их сочетание. Чтобы было проще разобраться, мы свели особенности каждого метода в таблицу.

 

Подход

Плюсы

Минусы

Лучшая ситуация для использования

Доходный

Дает анализ потенциальных доходов

Учитывает особенности компании

Подходит для разных целей оценки

Помогает вскрыть слабые места бизнеса

Используются только прогностические данные

Нужны очень сложные расчеты

Велика неточность расчетов

 

 

 

 

Рост эффективности управления

Логическое объяснение запуска инвестиционного проекта

 

 

Сравнительный

Применяются актуальные данные рынка

Помогает оценить производительность в моменте

 

Не учитываются прогнозы инвесторов

Сложно найти похожие объекты для сравнения

 

Возможность принятия решений о выпуске дополнительных акций

Возможность изменить стратегию развития

Торговля компанией

Реструктуризация

 

Оцениваются активы

Точность оценки оправдана

Простые расчеты

 

Не берутся во внимание перспективы

Оценка отражает лишь прошлые данные о стоимости компании

Результат может не  совпасть с текущими ценами на рынке

 

Оперативная продажа или ликвидация

Оценка финансовых аспектов деятельности компании

Уровень платежеспособности и цена обеспечения по кредитам и страхованию

 

 

Как выбрать оценщика?

Оценка бизнеса регулируется ФЗ № 135. По закону, эксперт-оценщик должен иметь образование в данной сфере, страховой полис, а у фирмы, где он трудится, должна быть банковская гарантия исполнения обязанностей по договору.

При этом компания-оценщик не может быть аффилированным лицом заказчика, а гонорар не должен зависеть от итоговой стоимости компании. Эксперт обязан гарантировать конфиденциальность процесса и хранить копии всех документов не менее трех лет.

Ошибки, и как их избежать

Среди самых частых сложностей, которые возникают в оценке бизнеса, чаще всего фигурируют неправильный выбор подхода и неверное финансовое моделирование.

Избежать ошибок помогут следующие советы:

  • Используйте максимально полные данные.

  • Обращайтесь за советами к топ-менеджерам компании.

  • Делайте оценку экологической обстановки - изучайте конкурентов, клиентов, поставщиков и все прочее, что может влиять на поступление финансов.

Как увеличить стоимость компании?

Есть несколько действенных способов:

  • Уменьшить налоговую базу.

  • Сократить отток финансов и затраты.

  • Уменьшить дебиторскую задолженность и, соответственно, оборотный капитал.

  • Создать рыночные барьеры, чтобы к конкурентам уходило меньше клиентов.

  • Уменьшить цену заемного капитала. 

Вывод и полезный совет

Для грамотной оценки бизнеса важно привлекать разных специалистов и учитывать множество параметров, а также не жалеть бюджет на выполнение этих задач. 

Словом, оценка бизнеса – это процесс сложный. К счастью, с другими нюансами ведения бизнеса все понятнее. А если возникнут вопросы, вы всегда найдете ответы на них в специальных шпаргалках от компании СберКорус. Они затрагивают ключевые бизнес-процессы - кадровый документооборот, цифровизацию делопроизводства, проверку кандидатов на вакансии, сотрудничество с самозанятыми. Эти и прочие важные темы наши эксперты наглядно осветили в чек-листах и памятках, составленных специально для предпринимателей.

Кроме того, в данный момент в СберКорус действует несколько выгодных акций для бизнеса – подробности здесь

Подписывайтесь на наш
Telegram-канал СберКорус
Наши продукты

Сфера Документы

ЭДО с контрагентами

Сфера Торговля

Цифровизация заказов и поставок

Сфера Отчётность

Отчётность в государственные органы

Удостоверяющий центр

Электронная подпись
СберКорус Контакты:
Адрес: Б.Сампсониевский пр., 68Н Санкт-Петербург,
Телефон:8 800 100-8-812, Электронная почта: help@esphere.ru