Как рассчитывать точку безубыточности?
Чтобы бизнес был доходным, его владельцам важно знать, сколько минимально товаров и услуг нужно реализовывать, чтобы выходить в ноль. Это и есть точка безубыточности. Если предпринимателю или организации удаётся продавать больше, чем предусмотрено расчётами, то бизнес становится прибыльным. Узнаем, как рассчитать точку безубыточности услуги или товаров, и какие показатели нужно будет для этого учитывать.
Для чего нужен анализ безубыточности?
Анализ безубыточности позволяет:
-
узнать, в каком финансовом состоянии находится бизнес — в частности, понять, стоит ли повысить цены, или как оптимизировать затраты, чтобы начать получать желаемый доход;
-
выяснить минимальный объём продаж — это поможет определять планы для реализации товаров или услуг, чтобы выходить хотя бы в ноль;
-
определить сроки окупаемости проекта — примерно рассчитать, когда бизнес начнёт приносить доход;
-
установить цены, которые станут компромиссным решением для продавца / исполнителя и покупателя / заказчика.
Кредиторы и инвесторы также пользуются понятием точки безубыточности, чтобы определить для себя, стоит ли проект финансирования.
Что нужно для расчёта точки безубыточности?
Чтобы рассчитать точку безубыточности, необходимо знать следующие показатели:
-
действующая цена за единицу товара или услуги;
-
объём выручки — все деньги, заработанные бизнесом, этот показатель вычисляется путём перемножения объёма продаж на цену услуги или товара;
-
переменные затраты — расходы, которые зависят от объёма продаваемой продукции или услуг, например, затраты на доставку товаров, на сырьё для производства;
-
постоянные затраты — расходы, которые будут вне зависимости от того, сколько товаров и услуг реализуется (арендная плата, зарплата сотрудникам, оплата коммунальных услуг и другие).
Формула анализа безубыточности выглядит следующим образом:
Точка безубыточности (в штуках, килограммах или иной натуральной величине) = Постоянные затраты / (Цена единицы продукции или услуги – Переменные затраты на единицу продукции или услуги)
Существует и формула определения безубыточности в денежном выражении:
Точка безубыточности в рублях = Постоянные затраты / (Выручка – Переменные затраты) * Выручка
Пример расчёта точки безубыточности
Начнём с расчёта точки безубыточности в натуральном выражении. Представим, что компания «Апельсин» продаёт изготовленные вручную ежедневники. Она арендует цех для создания товаров с необходимым оборудованием и закупает сырьё для производства изделий. Придумаем показатели бизнеса:
-
цена одного ежедневника — 2 000 руб.;
-
стоимость материалов, используемых в производстве ежедневника — 500 руб.;
-
вознаграждение двумя мастерам, занимающимся изготовлением ежедневников, в месяц — 60 000 руб.;
-
аренда цеха и оборудования в месяц — 40 000 руб.;
-
доставка одного ежедневника до покупателя — 350 руб.;
-
ведение группы в соцсетях и закупка рекламы в месяц — 5 000 руб.
Определим, что входит в постоянные затраты — это реклама в соцсетях, аренда цеха, вознаграждение мастерам. Итого:
5 000 + 40 000 + 60 000 = 105 000 руб.
Теперь рассчитаем переменные затраты — это доставка ежедневника до покупателя и закупка материалов для его изготовления. Получаем:
350 + 500 = 850 руб.
Зная все эти показатели, можем рассчитать точку безубыточности в натуральном выражении:
105 000 / (2 000 – 850) = 105 000 / 1 150 = 91,3
Иными словами, компания «Апельсин» должна производить и реализовывать 91-92 ежедневника в месяц, чтобы выйти в ноль.
Возьмём ту же компанию, но рассчитаем для неё точку безубыточности в денежном выражении. Представим, что «Апельсин» планирует продать в месяц 150 ежедневников. Остальные показатели не поменялись.
Узнаем, какую выручку планирует получить бизнес. Для этого умножим цену единицы товара на прогнозное количество продаж:
2 000 руб. * 150 шт. = 300 000 руб.
Теперь выясним, чему будут равны переменные затраты на все 150 ежедневников:
850 * 150 = 127 500 руб.
Можно приступать к расчёту точки безубыточности в денежном выражении:
105 000 / (300 000 – 127 500) * 300 000 = 105 000 / 172 500 * 300 000 = 182 609 руб.
Это значит, что для безубыточности бизнеса компания «Апельсин» должна продать ежедневников на 182 609 руб.
СберКорус регулярно выпускает бесплатные чек-листы и шпаргалки для бизнеса. Если вам интересна тема предпринимательской деятельности, оставьте заявку и получите актуальную информацию и подсказки от наших экспертов.
Telegram-канал СберКорус