Войти
Блог

Как репетитору стать самозанятым?

11 октября 2022
Сервис электронного документооборота
Переходите на электронный документооборот с контрагентами в сервисе «Подписант»

Закон № 422-ФЗ разрешает оказывать репетиторские услуги самозанятым. Главное, не превышать лимиты по доходам в 2,4 млн руб. в год и не нанимать работников, а также не трудиться по агентским, комиссионным сделкам или договорам поручительства. Стать самозанятым репетитор может точно так же, как и другие граждане, никаких процессуальных различий для этой профессии нет. Расскажем, как оформить самозанятость репетитору, если он впервые встаёт на налоговый учёт как бизнесмен, и как перейти на налог на профессиональный доход (НПД), если преподаватель ранее работал как ИП. 

Нужна ли лицензия?

Ч. 2 ст. 91 Закона об образовании определяет, кому нужна лицензия, чтобы оказывать образовательные услуги. В их числе:

  • образовательные и обучающие организации;

  • индивидуальные предприниматели (ИП).

В то же время сделана оговорка: лицензия не нужна ИП, которые оказывают образовательные услуги непосредственно, то есть лично. 

Поэтому, отвечая на вопрос, нужна ли лицензия самозанятому репетитору, мы говорим — нет. Поскольку плательщики НПД оказывают услуги лично, то им не нужно оформлять никаких дополнительных разрешительных документов.

Как зарегистрироваться репетитором в налоговой?

Процесс регистрации самозанятого репетитора английского языка, математики, биологии, химии или физики ничем не отличается друг от друга. Если преподаватель — наёмный рабочий по ТК РФ, уплачивающий НДФЛ, прекращать официальную трудовую деятельность ему необязательно. Самозанятость и работу по ТК РФ можно совмещать.

Чтобы стать самозанятым с нуля, можно пойти одним из следующих путей:

  1. Скачать приложение «Мой Налог». Для регистрации нужно будет сделать селфи, а после сфотографировать паспорт. Как только приложение сопоставит лица из селфи и фото из паспорта, а также расшифрует паспортные данные, регистрацию можно будет считать наполовину законченной. После нужно выбрать сферу деятельности и начать оказывать услугу. Статус самозанятого присваивается через 24 часа после регистрации в приложении.

  2. Через сервисы для работы с самозанятыми, например “Свое дело” от Сбера (ссылка). Необходимо пройти регистрацию и банк направит все данные  в ФНС.

  3. Через портал Госуслуг. Достаточно выбрать соответствующий раздел и выполнить указания портала.

  4. Через личный кабинет налогоплательщика ФНС. Налоговая служба даёт подробные инструкции.

В любом случае, приложение «Мой Налог» — обязательный атрибут самозанятого. Именно в нём формируются чеки за оказанные услуги репетиторства, и через них рассчитываются суммы НПД. Через него преподаватель также будет платить налоги.

Если репетитор был ИП

Может ли репетитор стать самозанятым, если он уже зарегистрирован как ИП? Да, это возможно, есть несколько вариантов работы:

  1. Не закрывать ИП, а перейти на режим НПД. В этом случае все привилегии самозанятости станут доступны ИП. Он также будет платить налоги по ставкам 4 % при работе с физическими лицами и 6 % при сделках с компаниями и предпринимателями. ИП на НПД также работают через «Мой Налог».

  2. Закрыть ИП, а после зарегистрироваться в качестве самозанятого. Главное, чтобы репетитор, ранее работавший в качестве предпринимателя, не оставил за собой налоговой задолженности. 

Репетитор-самозанятый, нанимающийся в школу

Случается, что частные школы, образовательные центры и прочие обучающие учреждения ищут репетиторов-самозанятых, которые работали бы у них как полный день, так и неполную ставку. У таких организаций есть лицензии на образовательную деятельность, и наём самозанятых для них — это способ сэкономить на налогах, не уплачивать НДФЛ и страховые взносы за сотрудников. Основное, что важно помнить — самозанятый сотрудник не должен работать ранее в штате организации последние 2 года или сотрудничать с ней по ГПХ. 

Как правило, у подобных образовательных центров в штате бывает много репетиторов-самозанятых. И в этом случае возникает проблема организации документооборота с преподавателями. Нужно подписать договоры об оказании услуг, получать от репетиторов чеки из приложения «Мой Налог», а также акты, другие первичные бухгалтерские документы. 

Лучше всего организовать документооборот с самозанятыми в электронном виде:

  1. Во-первых, так ни один документ не потеряется. Их цифровые версии будут храниться в одном месте, и их всегда можно будет представить в ФНС для отчётности. 

  2. Во-вторых, сокращаются расходы  на печать документов или их курьерскую доставку. Все операции с документами проходят онлайн.

  3. В-третьих, не нужно будет выпускать квалифицированные электронные подписи для самозанятых, чтобы документы, подписанные ими, имели юридическую силу. Образовательному учреждению достаточно будет оплатить работу сервиса «Подписант» от СберКорус, а самозанятые подключаются и подписывают документы бесплатно, используя Сбер ID. 

Кроме того, использование «Подписанта» сокращает время согласования и подписания документов. Вся процедура в случае, если обе стороны онлайн, может занять всего 30 секунд.

Переходите на обмен электронными документами с контрагентами в сервисе «Подписант». Подключение бесплатно.
Подключить электронный документооборот
Подписывайтесь на наш
Telegram-канал СберКорус
Наши продукты

СФЕРА EDI

Обменивайтесь финансовой, коммерческой, логистической документацией с партнерами.

Электронная подпись

Квалифицированная ЭП для взаимодействия с госорганами и партнерами.

СФЕРА Отчётность

Отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат в режиме онлайн.

Сервис проверки контрагентов

Проверка надежности по 20+ официальным источникам.
СберКорус Контакты:
Адрес: Б.Сампсониевский пр., 68Н Санкт-Петербург,
Телефон:8 800 100-8-812, Электронная почта: help@esphere.ru