Какая бывает рентабельность?

#блог
Цифровые продукты
Работайте с партнёрами, упрощайте процессы и масштабируйте бизнес

Рентабельность — это показатель, по которому можно оценить, насколько вложения в бизнес себя оправдывают. Он учитывает расходы на ведение предпринимательской деятельности и итоговую прибыль (либо, напротив, убыток). Знать, что такое рентабельность и какие её виды бывают, необходимо, чтобы прогнозировать развитие бизнеса, устанавливать цены на услуги или товары, управлять сотрудниками и привлекать инвесторов. 

Общая рентабельность

Общая формула рентабельности выглядит следующим образом:

Прибыль / Себестоимость * 100 % 

Прибыль показывает, сколько осталось у организации или ИП с выручки после всех расходов. Себестоимость демонстрирует, сколько было потрачено на реализацию предпринимательской деятельности (например, закупка оборудования, аренда офиса или магазина). 

Пример:

ИП потратил 20 млн руб. на открытие мини-пекарни. В расходы на бизнес включены закупка оборудования, аренда помещения для приготовления хлебобулочных изделий и их последующей продажи, зарплата пекарям и продавцам, форс-мажорные расходы. За год предприниматель получил прибыль в 12 млн руб. Тогда рентабельность будет равна:

12 млн / 20 млн * 100 % = 60 %

Обычно рентабельность считают в процентном соотношении, но в редких случаях её могут посчитать в рублях, в валюте или в других значениях. 

Ниже представлена таблица показателей рентабельности:

Показатель рентабельности

Что это значит для бизнеса?

Менее 0 %

Бизнес убыточен

0-1 %

Порог рентабельности — иными словами, фирма или ИП работают «в ноль», получаемого дохода достаточно, чтобы покрыть бизнес-затраты

1-5 %

Низкорентабельный бизнес — означает, что расходов на организацию предпринимательской деятельности всё ещё очень много, а получаемая прибыль недостаточна

5-20 %

Среднерентабельный бизнес — это уже хороший показатель, наблюдается у многих стабильных компаний и ИП

20-30 %

Высокорентабельный бизнес — устойчивая прибыль при небольших затратах на сам бизнес. Как правило, говорит об устойчивости предприятия

Более 30 %

Сверхприбыльный бизнес

 

Перед тем, как найти рентабельность, важно понимать, что её значения для разных отраслей будут отличаться друг от друга. Для кого-то рентабельность в 25 % будет означать не удачу, а провал. 

Виды рентабельности

Помимо общей рентабельности, можно рассчитывать показатель для отдельных сегментов бизнеса. Например, рентабельность продаж, инвестиций, оборотных средств и других. Выясним, как определить рентабельность для разных сегментов предпринимательской деятельности. 

 

Вид рентабельности

Что показывает?

Формула

Активы (ROA)

Объём прибыли, который приносит совокупность активов или каждый конкретный актив в отдельности

Прибыль / Стоимость активов * 100 %

Инвестиции (ROI)

Посчитать рентабельность инвестиций необходимо, чтобы определить, насколько выгодно вкладывать в деятельность компании или ИП собственный или заёмный капитал

Прибыль / Стоимость инвестиций * 100 %

Продажи (ROS)

Демонстрирует долю прибыли от общей суммы выручки. Важный показатель, определяющий норму прибыли для каждого бизнеса.В зависимости от того, чем занимается конкретная организация или предприниматель, можно вычислять разные значения рентабельности исходя из отличающихся друг от друга видов прибыли. Например, за основу можно взять операционную, чистую, маржинальную или валовую прибыль.

Прибыль / Выручка * 100 %

Персонал (ROL)

Определяет, насколько эффективно работают сотрудники

Прибыль / Среднее число работников * 100 %

Оборотные средства (ROFA)

Узнавать этот показатель нужно для того, чтобы определить, что мешает получать повышенную прибыль. Например, предприятие использует устаревшие модели оборудования, для которого требуются повышенные затраты на ремонт, а «выхлоп» с них минимальный. ROFA поможет своевременно продать или модернизировать оборотные средства, которые не подходят для реализации целей бизнеса.

Прибыль / Стоимость оборотных средств * 100 %

Продукция (ROM)

Определяет, какие товары и услуги приносят прибыль, а какие нужно либо модернизировать, либо снять с производства / перечня работ

Прибыль / Себестоимость услуг, товаров или работ * 100 %

Производство (RCA)

Помогает вычислять эффективность использования как оборотных, так и основных средств. С помощью этого показателя можно рассчитать эффективность работы отдельно каждого департамента, цеха. 

Прибыль / (Стоимость использованных оборотных средств + Стоимость основных активов) * 100 %

 

Как повысить рентабельность?

Чтобы повысить рентабельность, придётся пересмотреть ключевые бизнес-процессы в компании. Потребуется сделать акцент на:

  1. Цифровизации и автоматизации. Современные технологии могут не только упростить бизнес-процессы, но и снизить затраты на них. Например, переход на электронный документооборот (ЭДО) поможет сэкономить до 100 руб. только на распечатке и пересылке контрагентам документов. Он же позволит сократить затраты на дублирование информации, организации бумажного архива. ЭДО также позволит быстрее решать спорные вопросы с деловыми партнёрами, увеличит скорость прохождения оплаты по сделкам. Обо всех возможностях цифровизации рутинных процессов в компаниях можно узнать на полке продуктов СберКорус. 

  2. Мониторить поставщиков. Всегда можно снизить расходы на закупки и находить более выгодные для себя предложения.

  3. Улучшить качество предоставляемых услуг или реализуемой продукции, в том числе путём добавления сопутствующего сервиса — например, доставки товаров, страхования оборудования, льготные условия возврата.

  4. Проявлять гибкость в формировании программ лояльности и маркетинговой стратегии. 

  5. Расширять как рынки сбыта, так и ассортимент предоставляемой продукции, работ или услуг.

Для определения стратегии повышения рентабельности может потребоваться много времени, однако результат в виде увеличения прибыли и снижения расходов на бизнес того стоит.

Экономьте на документообороте, автоматизируйте отчётность, проверяйте контрагентов и обменивайтесь документами с поставщиками
Цифровые продукты для бизнеса от СберКорус

Наши продукты

Читать также