Какие изменения были введены в части закупок?

#блог
ЭП от надёжного поставщика
Более 1 000 000 выданных подписей

Закупки в условиях частичной мобилизации претерпели ряд изменений. Расскажем, как изменились государственные и коммерческие закупки в условиях частичной мобилизации, и как организовать работу в случае, если контрактного управляющего или иного уполномоченного специалиста призвали на службу.

Изменения законодательства

Основные изменения в сфере закупок в связи с частичной мобилизацией ввело постановление Правительства РФ № 1838 от 15 октября 2022 года. Документ разрешил:

  • по соглашению сторон менять существенные условия контракта, если из-за мобилизации он не может быть исполнен;

  • не включать в реестр недобросовестных поставщиков компании, предпринимателей, которые уклонились от заключения контрактов или не смогли их исполнить в связи с мобилизацией;

  • полностью списать начисленные штрафы, пени и неустойки с исполнителя, который не смог выполнить контракт из-за мобилизации.

Как можно видеть, государство упростило заказчикам и исполнителям порядок отказа от исполнения обязательств. Главное, доказать, что форс-мажор возник именно из-за мобилизации.

Как быть с уполномоченными сотрудниками?

Один из главных рисков закупок в условиях частичной мобилизации — призыв на военную службу контрактных управляющих или непосредственных исполнителей сделки. 

Если мобилизуют контрактного управляющего

В случае, если мобилизации подлежит контрактный управляющий, придётся позаботиться о сотрудниках, которые будут выполнять его функции в период отсутствия. Можно будет нанять нового специалиста по срочному трудовому договору, а можно будет переложить обязательства мобилизованного работника на других сотрудников, которых не призывают на военную службу.

Что будет нужно сделать?

  1. Оформить новую электронную подпись (ЭП). Это нужно будет сделать как в случае, если заключается срочный трудовой договор с новым специалистом, так и в случае, если мобилизованного контрактного управляющего заменит кто-то другой из действующего штата. ЭП для сотрудника позволяет совершать различные операции на электронных торговых площадках, участвовать в электронном документообороте (ЭДО) с контрагентами и сдавать отчётность в государственные органы. 

  2. Внести изменения в документы. В частности, придётся издать новые приказы о назначении нового контрактного управляющего, заключить дополнительные соглашения к трудовому договору, если мобилизованного работника заменит кто-то из действующего персонала. Не исключены изменения локальных актов по закупкам при частичной мобилизации — речь идёт о должностных инструкциях, внутренних правилах проведения торгов. 

  3. Провести обучение нового специалиста. По закону у контрактного управляющего должно быть дополнительное профессиональное или основное высшее образование в сфере закупок.

Также нового работника нужно будет ввести в курс дела. Желательно заранее составить календарь процедур и планируемых закупок, чтобы не опоздать со сроками. 

Если мобилизуют исполнителя контракта

В этом случае заказчикам нужно проверить своих контрагентов и выяснить у них напрямую, есть ли риск неисполнения обязательств. Проверку следует произвести при сотрудничестве:

  • с физическими лицами и самозанятыми;

  • с ИП, работающими в одиночку;

  • с КФХ;

  • с организациями, у которых единственный учредитель или единственный исполнительный орган, принимающий решения по участию в закупках. 

Желательно изменить существенные условия контракта или отказаться от его исполнения, чтобы не попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Постановление Правительства РФ № 1838 позволяет это сделать без последствий, включая полное списание неустоек. 

Более 10 лет на рынке. 100 % дочка ПАО Сбербанк. Более 1 000 000 выданных подписей.
Электронная подпись от надёжного поставщика

Наши продукты

Читать также