Маркировка обуви в 2021 и 2022 году

#блог
Решения для маркировки
Зарегистрируем в Честном ЗНАКе, выпустим и настроим КЭП, подключим к ЭДО.

Обувная отрасль уже давно подключилась к обязательной маркировке, которая призвана сделать товарооборот прозрачным и защитить покупателей от подделок. Продажа обуви без маркировки уже запрещена, а за нарушение правил предусмотрены серьёзные штрафы. Так, нарушителям грозит административная ответственность по ст. 15.12 КоАП (штраф от 50 до 300 тысяч рублей для юрлиц с конфискацией обуви без кодов маркировки), а с 1 декабря 2021 года вводится ещё и уголовная ответственность по ст. 171.1 УК РФ (также штраф до 300 тысяч рублей с лишением свободы). Так что тем, кто планирует подключаться к системе обязательной маркировки обуви в 2022 году, полезно прочитать статью. Мы расскажем о правилах и законодательных документах, на которые нужно ориентироваться. 

Сроки маркировки обуви

С 1 июля 2020 года маркировка обуви стала обязательной для всех производителей и импортёров. Обувь, изготовленная после этой даты, не запускается в оборот без кодов Data Matrix. 

До 1 июня 2021 года можно было маркировать остатки, а до 15 июня необходимо было ввести их в оборот. 

Последние новости в маркировке обуви: с 1 января 2022 года весь оборот обуви проходит в системе ЭДО. До этого времени все участники оборота, а это производители, импортёры, оптовые и розничные продавцы, должны выбрать оператора системы электронного документооборота, внедрить ЭДО в работу, настроить и протестировать. 

Законодательство

На конец 2021 года к обязательной маркировке обуви применимы следующие законодательные документы:

  • В Распоряжении Правительства РФ № 792-р представлен полный перечень видов обуви, подлежащей обязательной маркировке. 

  • В Постановлении Правительства РФ № 860 описаны правила, сроки и этапы запуска маркировки в обувной отрасли.

  • Федеральный закон № 54-ФЗ регламентирует применение контрольно-кассовой техники в оптовой и розничной торговле товарами, в том числе и теми, что подлежат обязательной маркировке. 

В процессе развития маркировки в обувной отрасли было ещё несколько постановлений, например, о продлении сроков маркировки остатков обуви, о внесении изменений в законодательные акты. Но сейчас уже все поправки внесены, и можно ориентироваться на представленный выше список.  

Какая обувь подлежит обязательной маркировке

Все ТН ВЭД и ОКПД 2, которые попадают под маркировку, можно посмотреть в Постановлении Правительства РФ № 860. Если коротко о том, маркировка какой обуви обязательна, то это детская и взрослая обувь, из различных материалов (кожаная, текстильная, резиновая и с верхом из пластика, а также деревянная), спортивная и специальная. 

Правила маркировки обуви

Главное требование к участникам маркировки обуви — обязательная регистрация в системе Честный ЗНАК. Кроме того, у всех участников должен быть электронный документооборот и квалифицированная электронная подпись (КЭП) для подписания электронных документов. 

Производитель или импортёр должен зарегистрировать товары. Подробная инструкция представлена на сайте Честный ЗНАК по ссылке. Если коротко, то производителям и импортёрам нужно:

  • Вступить в ассоциацию ГС1 РУС.

  • Дать описания товарам.

  • Зарегистрироваться в системе Честный ЗНАК.

  • Заказать коды DataMatrix.

  • Нанести коды (на сам товар, на упаковку для транспортировки и хранения).

  • Ввести коды маркировки обуви в оборот в системе Честный ЗНАК.

Производитель или импортёр передаёт товары по электронному УПД (универсальный передаточный документ). В документе содержатся коды маркировки, а также сведения о товаре. 

Оптовая или розничная организация, принимая товар от поставщика, должна выполнить проверку маркировки, и, если всё в порядке, составить и подписать УПД по факту приёмки товара. 

При продаже код сканируется на кассе, и данные о выбытии товара поступают в систему Честный ЗНАК. 

Какую информацию содержит маркировка обуви

Описание товара должно содержать такие данные:

  • Страна производства.

  • Вид обуви, модель. 

  • Вид материала верха, подкладки и низа. 

  • Товарный знак (если таковой имеется). 

  • ИНН производителя или импортёра. 

  • Цвет, размер. 

  • Наименование товара и 10-значный код товарной номенклатуры.

Как продавать маркированную обувь

Главная задача розницы — корректно завершить цепочку прослеживаемости товара. При продаже товар выводится из оборота, а код маркировки — деактивируется. Если при сканировании на кассе, код маркировки не читается (выходит ошибка), продавать товар нельзя. В этом случае, скорее всего, потребуется перемаркировка. 

Для проведения продажи необходима интеграция онлайн-кассы с оператором фискальных данных (ОФД). Через ОФД сведения о выбытии передаются в систему Честный ЗНАК, а также в ФНС. 

С 6 августа 2021 действует обновлённый формат фискальных данных — ФФД 1.2. Новая версия ФФД позволяет получать информацию о корректности кода маркировки в режиме онлайн. Когда кассир сканирует код, в информационную систему Честный ЗНАК поступает запрос, далее осуществляется проверка кода, и при подтверждении его корректности формируется чек. Перейти на ФФД 1.2 должны все торговые точки, реализующие маркированные товары, кроме таких групп, как меховые изделия, ювелирные изделия, алкоголь. 

СберКорус предлагает решения для маркировки товаров для всех участников товарооборота. Специалисты компании проконсультируют и помогут легко перейти на работу с маркировкой.

Оставьте заявку, и мы ответим на все ваши вопросы по подключению к системе маркировки товаров
Получить консультацию эксперта по маркировке

Наши продукты

Читать также