Маркировка воды и молока: что изменилось?
В марте 2022 года Правительство РФ смягчило требования к маркировке упакованной воды и молока.
В постановлении № 477 указано, что:
обязательная маркировка молока для сельскохозяйственных кооперативов и крестьянских фермерских хозяйств (КФХ) отодвигается на 1 декабря 2023 года — изначально крайний срок был 1 декабря 2022 года;
больницам, детским садам, образовательным учреждениям, предприятиям общественного питания, закупающим упакованную воду и молоко для персональных нужд, не нужно будет отчитываться в системе мониторинга маркировки до 1 декабря 2023 года;
продовольственным магазинам разрешено не отчитываться в системе мониторинга маркировки о бутилированной воде до 1 марта 2023 года, а также о молоке до 1 сентября 2022 года.
Правительство РФ смягчило маркировочные требования, чтобы дать бизнесу время найти замену импортному оборудованию для нанесения специальных знаков на продукцию, а также адаптироваться к новым требованиям законодательства.
Однако то, что сроки обязательной маркировки отложили на будущее, не значит, что не нужно готовиться к ней заранее. СберКорус подготовил гайд для бизнеса о том, как правильно переходить на маркировку молока и упакованной воды, какими инструментами для этого нужно пользоваться и как снизить затраты на всю процедуру.
Кому придётся отчитываться о продаже маркированной продукции?
Если ваше предприятие не относится к сельскохозяйственным кооперативам, КФХ, кафе, ресторанам, образовательным и медицинским учреждениям, которые покупают бутилированную воду и молоко для личных нужд, то отчитываться о продажах соответствующей продукции придётся ровно так же, как розничным магазинам. Иными словами, с 1 сентября 2022 года отчитываться о молоке, а с 1 марта 2023 года — о бутилированной воде.
Пример. Если, допустим, у вас гостиничный бизнес, и у вас рядом с ресепшн есть возможность приобрести на кассе бутылочку воды или молока, то придётся направлять отчёты в системе мониторинга маркировки как обычному розничному магазину. Но, если гостиница закупает молоко и воду только для организации завтраков, обедов и ужинов постояльцам, то отчитываться в системе мониторинга маркировки не потребуется.
Особое внимание также нужно уделить отчётности при продаже молочной продукции между юридическими лицами. В обязательном порядке вводится электронный документооборот (ЭДО). Предприятиям нужно учесть, что:
С 1 сентября 2022 по 30 ноября 2023 года применяется объёмно-сортовой вид учёта. Универсальные передаточные документы (УПД) и универсальные корректировочные документы (УКД) составляются в электронной форме в форматах счфдоп или доп.
С 1 декабря 2023 года отчётность о молочной продукции, срок годности которой превышает 40 суток, будет вестись поэкземплярно. Если в объёмно-сортовом формате в документах достаточно было указать код продукции и её общее количество, зависящее от объёмов поставок, то для поэкземплярного учёта будут указываться уникальные идентификаторы каждого товара после кода продукции. Исключение — крупные поставки товаров. В этом случае в отчётности можно будет указать уникальный идентификатор коробов или паллетов. Для скоропортящихся молочных продуктов останется объёмно-сортовой вид учёта.
ЭДО будет востребован и для отчётности по упакованной воде:
С 1 ноября 2022 года по 28 февраля 2025 года вводится обязательный ЭДО для объёмно-сортового учёта продукции.
С 1 марта 2025 года внедряется обязательный ЭДО с поэкземплярным учётом бутилированной воды.
И поставщикам, и продавцам придётся научиться пользоваться ЭДО и своевременно обмениваться информацией друг с другом. Бизнесу необходимо проявить активность и перевести учётные процессы в электронную форму уже осенью 2022 года.
СберКорус поможет запустить комплексную маркировку и автоматизировать большинство процессов. Специалисты разработают или подберут программное обеспечение (ПО) и оборудование, настроят систему электронного документооборота для обмена данными с государственными органами и с контрагентами (поставщиками, производителями, продавцами, импортёрами, дистрибьюторами).
Порядок внедрения маркировки розничным точкам
Для отчёта в системе мониторинга маркировки молока и упакованной воды розничным продавцам потребуется:
оформить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) и установить ПО для её использования — если у вас уже есть УКЭП, с помощью которой вы сдаёте отчётность в государственные органы, то оформлять новую не нужно, она подойдёт и для целей маркировки;
зарегистрироваться на сайте Честныйзнак.рф, заполнить профиль в личном кабинете;
заключить договоры с операторами фискальных данных (ОФД), ЭДО, Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ);
выяснить, нужно ли обновить кассовое или учётное ПО, чтобы они учитывали маркировку молока и упакованной воды;
отсканировать коды продукции и, если техника их «не видит», обновить прошивку оборудования.
Отличия маркировки для крупных и мелких производителей
Для крупных производителей переход на маркировку упакованной воды и молока будет индивидуальным. Поскольку они выпускают большие партии продукции, для них важно, чтобы процесс маркировки был автоматизированным. Поэтому крупным производителям придётся:
создать проектную рабочую группу, которая будет заниматься вопросами обязательной маркировки;
сформировать техническое задание для исполнителей, которые помогут изготовителю с отладкой нового процесса;
выбрать метод нанесения DataMatrix кода;
подобрать необходимое ПО и оборудование.
Для крупных производителей будет разрабатываться индивидуальная архитектура программно-аппаратного комплекса.
Средний и малый бизнес чаще всего наносит маркировку на свою продукцию вручную. Ручной метод маркировки применяется также небольшими дистрибьюторами и импортёрами. Для организации маркировки молока и бутилированной воды им понадобятся:
прайсчекеры;
принтер этикеток;
терминал сбора данных;
ПО, работающее с кодами маркировки.
Итоги
Не стоит откладывать подготовку ПО и техники для соблюдения законодательства о маркировке молока и упакованной воды в обозримом будущем. Розничным точкам необходимо готовиться к сдаче отчётности по продукции уже с осени 2022 года. Небольшим производителям дали более длинную отсрочку, однако и они могут подключиться к системе маркировки уже сейчас на добровольной основе. В момент, когда маркировка станет уже обязательной, производители будут полностью ознакомлены с процедурой, смогут легко ориентироваться между товарными группами, не будут допускать ошибок. А это, в свою очередь, меньше претензий со стороны надзорных органов, стабильное производство и востребованность продукции изготовителя на рынке.
Telegram-канал СберКорус