Новые правила оформления квалифицированной электронной подписи в 2022 году

#блог
ЭП от надежного поставщика
Более 1000 000 выданных подписей

С 1 января 2022 года оформлять квалифицированные сертификаты ключа проверки электронной подписи (в привычном значении: ЭЦП, ЭП, КЭП, УКЭП) нужно по новым правилам. Если раньше любой желающий — от руководителя организации до физического лица — мог получить электронную подпись в коммерческих удостоверяющих центрах, то сейчас эта возможность осталась только у узкой категории лиц. Узнаем, как получить ЭЦП по новым правилам, и куда нужно обращаться за услугой.  Информация актуальна на момент публикации статьи. 

Почему изменились правила?

ЭЦП с 1 января 2022 года выдаются по-другому из-за вступивших в силу поправок в Закон «Об электронной подписи» № 63-ФЗ. К 1 июля 2021 года коммерческие удостоверяющие центры должны были пройти аккредитацию в соответствии с новыми требованиями законодательства, чтобы беспрерывно создавать квалифицированные сертификаты. Компаниям, которые подтвердили соответствие новым требованиям , разрешено выпускать ЭЦП для всех категорий лиц до 31 декабря 2021 года. Их клиенты смогут пользоваться подписями до 31 декабря 2022 года, если срок их действия не истечёт раньше (На момент публикации статьи - для КЭП сотрудников ЮЛ внесены предложения по внесению изменений в 63-ФЗ по использованию таких КЭП до 31 августа 2023). С 2023 года оформлять ЭЦП придётся по новым правилам. 

Клиентам аккредитованных удостоверяющих центров, которые не подтвердили соответствие новым требованиям пришлось перевыпускать электронные подписи с 1 января 2022 года в одном из трех государственных УЦ, поскольку КЭП действовали только до конца 2021 года. 

По данным Минцифры РФ на 24 июня 2022 года, сейчас в стране действует только 42 аккредитованных удостоверяющих центров, 3 из них государственные. Проверить, прошла ли конкретная компания аккредитацию, можно на сайте ведомства. 

Кто и где может получить КЭП?

Федеральный закон об электронной подписи в 2022 году установил новый порядок оформления ЭЦП. В таблице ниже рассмотрим, кто и где может получить квалифицированную электронную подпись. 

 

Категория лиц

Где оформить КЭП?

Руководители юридических лиц, имеющих право действовать от их имени без доверенности, индивидуальные предприниматели (ИП), нотариусы

В Удостоверяющем центре Федеральной налоговой службы (ФНС) или через доверенных лиц фискального ведомства (к ним, например, относится Сбер). 

Физические лица, самозанятые, сотрудники компаний, действующие от их имени по доверенности

В коммерческих удостоверяющих центрах, прошедших аккредитацию по новым правилам закона № 63-ФЗ (например, СберКорус, СБИС, Контур и другие). 

Сотрудники и руководители государственных некоммерческих организаций, государственных коммерческих компаний, финансируемых из бюджета, должностные лица органов местного самоуправления, государственных органов, подведомственных им учреждений, лица, замещающие государственные должности в органах региональной власти и РФ в целом. 

В Удостоверяющем центре Федерального казначейства.

Должностные лица ЦБ РФ, ИП, занимающиеся деятельностью, перечисленной в ст. 76.1 закона № 86-ФЗ (например, профессиональные участники рынка ценных бумаг), лица, занимающиеся актуарной деятельностью, руководители кредитных организаций, бюро кредитных историй (БКИ), операторов платёжных систем, рейтинговых агентств, некредитных финансовых организаций

В Удостоверяющем центре Банка России. 

 

Для получения КЭП чаще всего достаточно предоставить в удостоверяющий центр:

  • заявление на выпуск ЭЦП;

  • паспорт заявителя;

  • СНИЛС получателя ЭЦП

  • ИНН получателя ЭЦП;

Для всех случаев требуется наличие токена, в коммерческих УЦ, чаще всего, этот токен можно купить на месте. 

ЭЦП в СберКорус

Удостоверяющий центр СберКорус прошел аккредитацию в Минцифры РФ и продолжает выдавать ЭЦП по новым правилам для физических лиц, сотрудников организаций, действующих от их имени на основании доверенностей, и самозанятых. Электронная подпись в СберКорус может оформляться единично и массово (например, для работников компаний исходя из того, сколько будет потенциальных пользователей КЭП). Если у вас большая компания, рекомендуем обратить внимание на Корпоративный личный кабинет удостоверяющего центра. Данная услуга сделает процесс выпуска ЭП сотрудникам организации быстрым, экономным и контролируемым. 

Преимущества оформления ЭЦП в СберКорус:

  • возможность получения КЭП лично в руки в любом населённом пункте России;

  • предоставление бесплатной программы, которая настроит компьютер для работы с подписью;

  • в тарифы уже включена стоимость лицензии «КриптоПро CSP», кроме подписи ФЛ на 3 мес;

  • дополнительная услуга (оплачивается отдельно): возможность оформления КЭП за 1 день для разных нужд (для работы с государственными порталами, торговыми площадками, Росреестром, электронного документооборота с контрагентами и отправки отчётности);

  • если у вас изменятся данные, или вы потеряете токен, можно перевыпустить ЭЦП до 3 раз.

Также СберКорус предлагает все необходимое для получение ЭЦП — например, сертифицированные носители (токены) информации и лицензию «КриптоПро CSP». 

Итоги

Перед выпуском ЭЦП в 2022 году из-за изменений в законе № 63-ФЗ для начала необходимо определиться, к какой категории лиц вы относитесь, чтобы понять, в какой удостоверяющий центр обращаться. После уточните перечень документов, необходимых для идентификации личности, и получите КЭП по новым правилам. Если вы получили ЭЦП до 31 декабря 2021 года в аккредитованном коммерческом удостоверяющем центре, то её можно не переоформлять до 31 декабря 2022 года (или до даты истечения срока годности КЭП). 

Более 10 лет на рынке. 100% дочка ПАО Сбербанк. Более 1 000 000 выданных подписей.
Электронная подпись от надежного поставщика

Наши продукты

Читать также