Обязательный ЭДО в грузоперевозках с 1 сентября 2026 года


7 июня 2025 года был принят закон № 140-ФЗ, вносящий поправки в закон № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Среди главных нововведений: обязательный электронный документооборот в грузоперевозках с 1 сентября 2026 года, а также обязательность регистрации в государственном реестре для экспедиторов. В статье разберём, что поменяется для участников транспортно-экспедиционной деятельности в 2025-2026 гг., и как нужно подготовиться к изменениям.
5 главных изменений в законодательстве о грузоперевозках
Разберём подробно, что изменится для участников грузоперевозок.
Обязательный транспортный ЭДО с 1 сентября 2026 года
Цифровизация распространится на следующие типы документов:
-
Экспедиторские документы. Среди них складская расписка, поручение экспедитору, экспедиторская расписка и ряд других.
-
Транспортная накладная. Электронная форма документа станет обязательной для всех участников автомобильных грузоперевозок (перевозчик, отправитель, получатель, экспедитор).
-
Иные документы для автомобильного наземного транспорта. Среди них электронные заказ-наряды, заявки, сопроводительные ведомости, путевые листы, договоры фрахтования.
-
Грузовая накладная. Цифровизация коснётся в том числе авиаперевозчиков. Электронная грузовая накладная станет обязательной. Также в электронную форму допускается (но не обязательно) перевести почтовые накладные, багажные квитанции, билеты.
-
Транспортная железнодорожная накладная. Соответственно, нововведение распространяется на всех участников ж/д-перевозок.
Чтобы обмениваться электронными документами, потребуются усиленные квалифицированные (УКЭП) или неквалифицированные электронные подписи (УНЭП). Если титулы в документах подписывает сотрудник, ему также потребуется машиночитаемая доверенность (МЧД), чтобы подтвердить его полномочия. Подписанные электронные документы будут автоматически попадать в ГИС ЭПД.
Перевести транспортные документы в электронный вид можно уже сейчас, не дожидаясь вступления в силу положений закона. В сервисе Сфера Перевозки от СберКорус пользователи оформляют электронные путевые листы, транспортные накладные, заказы-заявки, УПД на транспортные услуги, реестры рейсов.
Новые форматы электронных документов утвердит ФНС при согласовании с Минтрансом РФ. Последний также предусмотрит перечень исключений, когда транспортные документы можно будет продолжать оформлять на бумаге.
Обязательная регистрация экспедиторов в государственном реестре
Участники транспортно-экспедиционной деятельности должны в обязательном порядке зарегистрироваться в государственном реестре. Если не соблюсти эту процедуру, то ИП и юридическим лицам заниматься транспортно-экспедиционной деятельностью будет запрещено. Регистрация в реестре бесплатная.
Электронный реестр будет вестись на транспортно-логистической платформе «ГосЛог», о которой подробнее расскажем ниже. Он будет содержать следующую информацию об экспедиторах:
-
дата и номер записи в реестре — только с этого момента бизнес сможет легально заниматься транспортно-экспедиционной деятельностью;
-
полное и сокращённое наименование компании, ИНН, ОГРН, адрес электронной почты и контактный телефон, место нахождения и адрес регистрации, а для ИП — всё то же самое, только вместо наименования — Ф.И.О., место нахождения заменяется адресом регистрации по месту жительства, а вместо ОГРН — ОГРНИП;
-
виды оказываемых услуг.
Дополнительно в уведомлении можно указать:
-
на какой территории оказываются услуги;
-
адрес сайта;
-
максимальную страховую сумму в рамках ответственности экспедитора.
Для регистрации в реестре новым экспедиторам нужно направить уведомление о транспортно-экспедиционной деятельности через личный кабинет Госуслуг. Если с документами всё в порядке, то экспедитора внесут в реестр на следующий рабочий день после подачи уведомления. Если потребуется скорректировать или представить дополнительную информацию, то срок регистрации продлевается до 7 рабочих дней.
Действующим экспедиторам нужно зарегистрироваться в реестре в течение 60 дней, начиная с 1 марта 2026 года.
Новые требования к экспедиторам
Новый закон ужесточает требования к бизнесу, занимающемуся транспортно-экспедиционной деятельностью. В частности:
-
у ИП или руководителя юридического лица не должно быть неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономической деятельности;
-
отсутствие 2 и более административных правонарушений, связанных с нарушением ст. 2.1, 2.2 и 4 закона № 87-ФЗ (в частности, оказание экспедиторских услуг без регистрации в реестре).
Внедрение платформы «ГосЛог»
Платформа «ГосЛог», контроль над которой возложен на Минтранс РФ, фактически станет хранилищем открытых данных об участниках грузоперевозок на всех видах транспорта. Её главные задачи:
-
реализация принципа «одного окна» для всех услуг;
-
автоматизация работы с информацией о транспортной системе РФ (от её сбора до хранения и использования).
Усиление контроля над грузоперевозками
По новым правилам экспедиторы:
-
обязаны соблюдать условия, предусмотренные законодательством РФ, для перевозки грузов, ограниченных в обороте или изъятых из оборота — в противном случае оказание услуг запрещено;
-
не вправе начинать исполнение договора, пока клиент не предоставит полную информацию о свойствах груза и условиях его перевозки;
-
должны проверять грузы на наличие или отсутствие запрещённых законом веществ и предметов;
-
обязаны сообщать в правоохранительные органы в случае, если у клиента нет государственного разрешения на грузы, ограниченные в обороте или изъятые из оборота;
-
должны хранить всю информацию о заключённых договорах, сторонах сделок, маршрутах следования, видах транспорта в течение 3 лет после исполнения обязательств;
-
не вправе передавать персональные данные клиентов за пределы РФ (исключение — если это допускается международными договорами РФ).
Кого затронут нововведения, и как к ним подготовиться?
Нововведения распространяются на участников правоотношений в сфере грузоперевозок на всех видах транспорта (автомобили, ж/д, авиа). Соблюдать положения закона потребуется отправителям и получателям, экспедиторам и перевозчикам.
Рекомендуется начать техническую подготовку к обязательному транспортному ЭДО с 1 сентября 2026 года уже сейчас. Информационные системы, которые пользуются участники грузоперевозок, должны соответствовать законодательным требованиям хранения данных на территории РФ.
Решение для участников автомобильных грузоперевозок — сервис Сфера Перевозки от СберКорус:
-
СберКорус — первый оператор ЭДО, аккредитованный Минтрансом РФ оператор ГИС ЭПД, который начал внедрять электронные перевозочные документы (ЭПД). В настоящий момент СберКорус занял 57 % рынка ЭПД. С нами уже работают Мосгортранс, крупные ретейлеры и перевозчики.
-
Сервис Сфера Перевозки регулярно обновляется в соответствии с новыми требованиями законодательства. Наши эксперты входят в рабочие группы по применению ЭПД.
-
Уже сейчас пользователи могут оформлять через сервис электронные транспортные накладные (ЭТрН), путевые листы (ЭПЛ), УПД на транспортные услуги, реестры рейсов, заказы-заявки.
-
Доступ к путевым листам и транспортным накладным можно получить и через мобильное приложение по QR-коду. Решение доступно для устройств на Android и IOS.
-
Использование транспортного ЭДО позволяет сократить до нуля ошибки в заполнении документов, на 30 % сэкономить время сотрудников, занимающихся их оформлением, и на 30 % снизить риски штрафов и претензионной работы.
Работать в сервисе Сфера Перевозки можно любым удобным для вас способом: через веб-версию или модуль 1С. При необходимости сервис можно кастомизировать под себя.
Также следует начать подготовку к регистрации в реестре экспедиторов: проверить ИП или руководителя организации на отсутствие судимости, изучить инструкции и перечень необходимых документов для подачи уведомления.
Экспедиторам также рекомендуется разработать внутренние документы, регламентирующие порядок проверки грузов клиентов на наличие или отсутствие запрещённых веществ и предметов, а также порядок взаимодействия с правоохранительными органами.
Ключевые даты
Поправки к закону № 87-ФЗ будут вступать в силу поэтапно.
Дата |
Что вступает в силу |
1 сентября 2025 года |
Основные положения закона |
1 марта 2026 года |
Обязательная регистрация в реестре экспедиторов |
До 30 апреля 2026 года |
Крайний срок подачи уведомлений о транспортно-экспедиционной деятельности для действующих компаний |
1 сентября 2026 года |
Полный переход на электронные документы (за исключением перечня случаев, который предусмотрит Минтранс РФ) |
Отдельно стоит упомянуть новые виды административной ответственности, дата введения которых в настоящий момент неизвестна. Речь идёт о поправках к ст. 11.14.3 КоАП РФ. На 17 июня 2025 года законопроект принят в I чтении.
Если поправки к ст. 11.14.3 КоАП примут, то участников транспортно-экспедиционной деятельности ждут следующие штрафы:
-
Деятельность без регистрации в реестре экспедиторов. Граждан оштрафуют в пределах 3-5 тыс. руб., юридических лиц — от 100 до 300 тыс. руб. Если правонарушение будет совершено повторно, граждан будет ждать штраф в размере 5-10 тыс. руб., а юридических лиц — 500 тыс. – 1 млн руб.
-
Несоблюдение обязанности хранить информацию о договорах и сопроводительных документах. Сюда же входит непредставление этой информации по запросу уполномоченных государственных органов. В этом случае штрафы ИП и компаниям составят не менее 500 тыс. руб. При повторном правонарушении — не менее 1 млн руб.
-
Препятствия к деятельности правоохранительных органов (например, экспедитор не предоставляет доступ к сомнительным грузам или базам данных). В этом случае штрафы ИП и компаниям составят не менее 500 тыс. руб. При повторном правонарушении — не менее 1 млн руб.
Частые вопросы
Существуют ли особые правила для перевозчиков алкоголя и зерна в связи с новым законом?
В отношении перевозок алкогольной продукции (в том числе пива и иного слабого алкоголя) между ведомствами ведутся дискуссии. Закон № 102-ФЗ от 29 мая 2024 года предусматривает, что товарно-транспортные накладные можно использовать на бумаге до 1 марта 2027 года. Минтранс РФ должен в ближайшем будущем определить перечень исключений, когда транспортные документы можно будет продолжить оформлять на бумаге. Потому в этой ситуации остаётся ждать дальнейших разъяснений.
В то же время Минфин РФ подчеркнул, что документ, подтверждающий легальность перевозок алкогольной продукции — это электронная заявка о фиксации. Однако, если речь идёт о слабоалкогольных напитках, включая пиво, их транспортировка уже фиксируется в системе маркировки Честный знак, и информация из УПД поступает в Росалкогольтабакконтроль. Необходимость дублирования заявки о фиксации при наличии информации из Честного знака также ещё уточняется ответственными государственными органами.
В отношении перевозчиков зерна и продуктов его переработки специальных указаний нет. Однако они могут поучаствовать в правительственном эксперименте по оформлению электронных транспортных документов с 1 мая по 31 октября 2025 года, в том числе подключив сервис Сфера Перевозки от СберКорус.
Можно ли будет не регистрироваться в реестре экспедиторов?
Нет, чтобы продолжить заниматься транспортно-экспедиционной деятельностью, наличие записи в реестре обязательно.
В противном случае их могут оштрафовать за ведение деятельности без регистрации в реестре (см. раздел статьи «Ключевые даты», где описываются возможные новые штрафы по ст. 11.14.3 КоАП РФ).
В какие сроки нужно подать документы о регистрации в реестре действующим экспедиторам?
Требование о регистрации в реестре экспедиторов станет обязательным с 1 марта 2026 года. Подать уведомление для регистрации нужно через личный кабинет Госуслуг. Срок регистрации составляет 1-7 рабочих дней (в зависимости от того, корректно ли представлена информация заявителем).
Для действующих экспедиторов будет организован переходный период. Подать уведомления в реестр они должны в промежуток с 1 марта по 30 апреля 2026 года.


за 0₽

Сфера Документы

Сфера Торговля

Сфера Отчётность

Удостоверяющий центр

за 0₽