Войти
Блог

Правила работы с ценниками в 2022 году

25 февраля 2022
Решения для маркировки
Зарегистрируем в Честном ЗНАКе, подключим к ЭДО, установим и настроим оборудование и ПО.

Ценник – один из главных атрибутов, используемых в торговле. По закону обеспечить ценниками нужно все товары, выставленные на продажу, и они должны передавать полную и достоверную информацию покупателю. Но есть и исключения из общих правил, о которых мы расскажем в статье, а также рассмотрим действующее законодательство и ответим на частые вопросы со стороны бизнеса.

Какие законы регулируют оформление ценников? 

Гражданский кодекс (ГК РФ):

Ст. 445 ГК РФ требует от продавца предоставления потребителю всех необходимых и достоверных сведений о товаре, предлагаемом к покупке.

Ст. 495 ГК РФ расширяет право получения достоверных сведений о товаре до возможности требовать у продавца возмещения убытков, образовавшихся вследствие несвоевременного предоставления или непредоставления такой информации.

Закон о защите прав потребителей 

Ст. №8 ЗоЗПП по сути обязывает продавцов предоставлять необходимые покупателям сведения о своей организации, о графике работы и о реализуемых товарах, работах или услугах.

Ст. №10 ЗоЗПП устанавливает, что ценником должен быть оснащен каждый выставленный на продажу товар. Сообщать стоимость по запросу от покупателя – это нарушение. Для сферы разносной торговли (закон относит к ней ярмарки, рынки, торговлю на дому) есть исключение из правила – можно заменить ценники на общий прейскурант или прайс-лист. Цену необходимо указать только одну, в рублях, и она должна совпадать с ценой на кассе. Последняя редакция этой статьи регламентирует качество предоставляемой продавцом информации о товаре – она должна быть полной и соответствующей действительности.

Профильное законодательство

Постановление Правительства №55 регламентирует корректность оформления ценников и специальные требования к разным группам товаров. В нем установлен обязательный порядок заполнения ценника, на нем требуется обозначить:

  • Наименование;

  • Стоимость (за единицу или за определенный вес);

  • Сорт (если имеется).

Постановлением №55 установлена обязанность для продавцов по обеспечению единообразия ценников. По сути это означает, что у ценников должны отличаться только цена и название, а все остальное должно быть одинаковым:

  • Размеры

  • Цветовое решение и дизайн

Есть исключение: ценники, сообщающие потребителям о проведении акции или действующих скидках, можно окрашивать в отдельный цвет – желтый или красный. Основное правило – в сумме должно быть использовано не более двух цветовых решений и оформление ценников должно быть схожим.

  • Шрифт текста

  • Форма 

  • Материал

Если магазин решил изготовить ценник из бумаги, то нужно все ценники сделать бумажными. Не допускается совмещать несколько вариантов, например, в рамках одного магазина не может быть ценников и на грифельной доске, и на электронном табло. 

Часто задаваемые вопросы

  • Есть ли требования к размерам ценников? 

В категории продовольственной продукции наиболее часто используемый размер – 72х42 мм. Если товары продавца не относятся к этой группе, то размер можно сделать любой. Самые важные критерии это читаемость ценника и его доступность для ознакомления покупателем.

  • Есть ли ответственность за нарушения? 

Да, организации несут административную ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Штрафы предусмотрены в случаях, если ценники на товарах отсутствуют или оформлены не в едином стиле, а также если указана ложная информация на них или они отличаются от стоимости, которую продавец озвучивает на кассе.

  • Какие требования к ценникам на продовольственных товарах? 

Если продавец торгует продуктами питания, ему необходимо владеть соответствующими сертификатами соответствия на продукцию. К этой категории товаров более высокие требования, это связано с наличием у них сроков годности, которые обязательно нужно указывать на ценнике вместе с датой производства продукта, его сортом, составом, и все это должно быть закреплено подписью ответственного сотрудника.

  • Есть ли специальные требования к ценникам?

Да, к некоторым группам товаров применяются более жесткие требования. Регламентируются они упомянутым выше Постановлением №55 и касаются многих товарных категорий – аптечные препараты, стройматериалы, мебель, бытовая техника, молочная продукция, ювелирные изделия, одежда, обувь, белье и ткани, товары комиссионных магазинов и пр. 

  • В чем отличие ценника от маркировки (КиЗ)?

Ценник – это символ, который по закону требуется проставлять на абсолютно все товары, которые вы продаете. А вот маркировка, то есть проставление контрольных идентификационных знаков (КиЗ) – эта процедура является дополнительным требованием и относится, пока что, только к ряду товарных групп. С помощью системы обязательной маркировки государство борется с подделками и следит за качеством продукции на рынке. Более подробно про то, какие товары требуют маркировки в 2022 году и как подключиться к этой системе читайте в другой нашей статье. Если ваши товары требуют проставления КиЗ – ознакомьтесь с комплексным цифровым решением, разработанным в СберКорус специально для автоматизации и упрощения работы с российской системой маркировки.

  • Есть ли требования по выделению в ценнике НДС? 

Пунктом 6 статьи 168 НК РФ установлено, что сумма НДС при розничных продажах уже включена в итоговую стоимость на ценнике. Ни на ярлыках товаров, ни на ценниках, выставляемых продавцами, указывать или выделять сумму налога не требуется.

Оставьте заявку, и мы ответим на все ваши вопросы по подключению к системе маркировки товаров
Получить консультацию эксперта по маркировке
Подписывайтесь на наш
Telegram-канал СберКорус
Наши продукты

СФЕРА EDI

Обменивайтесь финансовой, коммерческой, логистической документацией с партнерами.

Электронная подпись

Квалифицированная ЭП для взаимодействия с госорганами и партнерами.

СФЕРА Отчётность

Отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат в режиме онлайн.

Сервис проверки контрагентов

Проверка надежности по 20+ официальным источникам.
СберКорус Контакты:
Адрес: Б.Сампсониевский пр., 68Н Санкт-Петербург,
Телефон:8 800 100-8-812, Электронная почта: help@esphere.ru