«Предложение» и «дополнительные услуги» — в чём разница?

#блог
Онлайн прайс-лист
Инструмент для автоматизации продаж без участия менеджера и бухгалтера!

Любой бизнес, реализуя свою продукцию или услуги, заинтересован в том, чтобы клиент купил у него как можно больше. Однако нужно различать предложение и навязывание дополнительных услуг. За последнее действие продавца или исполнителя могут ждать штрафы в рамках административной ответственности. Более того, законодатели предлагают увеличить размер штрафа за навязывание услуг потребителю до двукратной стоимости товара или основной работы. Выясним, чем предложение отличается от навязывания, на какие штрафы можно нарваться и как можно избежать внимания Роспотребнадзора.

Предложение законно, а навязывание — нет

Предложение подразумевает, что заказчик или покупатель вправе отказаться от дополнительной услуги или товара, что у него есть право выбора. При этом его не ограничивают в праве приобрести услугу или товар, которые он желает приобрести. 

Пример № 1.

Ева пришла в магазин верхней одежды и приобрела зимний пуховик. На кассе продавец посоветовала дополнительно приобрести специальное средство для стирки пуховиков, объяснив, что при стирке обычным средством верхняя одежда утратит привлекательный вид и будет хуже согревать. Ева отказалась приобретать средство для стирки, поскольку оно у неё было. Продавец не стал настаивать и пробил товар на кассе. Это — предложение дополнительного товара, поскольку покупатель смог отказаться от него без негативных последствий для себя.

Навязывание товаров и услуг — это ситуация, когда покупатель или заказчик не могут отказаться от них, поскольку они уже включены в стоимость основного продукта. Также под навязыванием можно понимать ситуацию, когда потребитель не может приобрести какой-то продукт без покупки сопутствующих товаров или услуг. 

Пример № 2.

Автосалон заключил с Денисом договор купли-продажи автомобиля. Когда покупатель читал текст договора, он узнал, что одновременно с приобретением машины он оплачивает годовой «абонемент» на эвакуацию, а также годовую подписку на юридические консультации в случае попадания в ДТП или при столкновении с незаконным поведением сотрудника ГИБДД. В результате итоговая сумма покупки автомобиля увеличилась на 40 тыс. руб. Денис сообщил менеджеру автосалона, что ему не нужны ни юридическая консультация, ни услуги по эвакуации. Однако продавец сообщил, что при отказе автосалон не продаст ему автомобиль. 

При желании покупатель может сначала оплатить всю сумму договора, а потом отказаться от дополнительных услуг в офисах компаний, которые их предоставляют. Это — навязывание, поскольку у покупателя фактически нет права на отказ.

Ответственность за навязывание услуг

Административная статья за навязывание услуг или товаров — ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ. Она предусматривает штрафы за включение в договор с потребителем условий, ущемляющих его права. Максимальная сумма штрафа составляет 20 тыс. руб. 

Однако сейчас в Госдуме РФ находится на рассмотрении законопроект, который предлагает существенно увеличить штрафы за навязывание дополнительных товаров и услуг. Авторы законопроекта считают, что нарушителей нужно штрафовать на сумму в размере двукратной стоимости навязанных продуктов. 

Также в законопроекте предлагается штрафовать продавцов или исполнителей до 1 млн руб. в случае, если они добровольно откажутся удовлетворять законные претензии и жалобы потребителей. 

Важно! С навязыванием дополнительных услуг и товаров чаще всего сталкиваются при покупке автомобилей, оформлении кредитов в банках, покупках бытовой техники и электроники. При этом сумма дополнительных продаж, согласно пояснительной записке к законопроекту, варьируется от 100 до 500 тыс. руб. или до 50 % стоимости основного приобретения.

Как не допустить привлечения к ответственности?

Чтобы избежать ответственности по Закону о защите прав потребителей и КоАП РФ и не получить штрафов за навязывание дополнительных платных товаров или услуг, нужно придерживаться следующих правил:

  1. Договор купли-продажи, оказания услуг или выполнения работ — отдельно, а допы на приобретение дополнительных продуктов — отдельно. Не стоит включать всё в один договор. Покупку дополнительных работ, услуг или товаров лучше оформлять отдельным соглашением к основному договору. Если же вам удобнее оформлять всё в одном документе, то пропишите в договоре пункт, где у покупателя будет право отказаться от приобретения дополнительных продуктов.

  2. Отказ клиента покупать что-то из дополнительного ассортимента не должен приводить к отказу в его обслуживании.

  3. Нельзя также настаивать на покупке определённого количества товаров — это также будет считаться навязыванием.

Лучший способ дополнительных продаж — позволить клиенту самому ознакомиться с полным ассортиментом товаров, работ и услуг компании, задать вопросы по интересующим именно его позициям. В этом может помочь сервис «Онлайн прайс-лист», в который продавец может загрузить весь ассортимент своей продукции с актуальными ценами и акциями. Если клиент заинтересуется какой-то позицией и пожелать заказать что-то из списка, сервис автоматически выставит счёт клиенту. «Онлайн прайс-лист» не пропустит ни один заказ и поможет оформить сделку за 15 минут, без участия менеджеров и бухгалтеров. 

Пришлём презентацию и расскажем, как наш сервис поможет решить ваши проблемы
Узнайте, как Онлайн прайс-лист может помочь вашему бизнесу!

Наши продукты

Читать также