Проверка контрагентов: почему нужно проявлять должную осмотрительность?

#блог
Сервис проверки контрагентов
СПК за 0 ₽ при открытии счета для бизнеса в Сбере

Часто в судебных разбирательствах фигурируют такие выражения, как «отсутствие должной осмотрительности», «проблемные контрагенты». Оказывается, в современной бизнес-среде достаточно просто связаться с недобросовестными контрагентами и столкнуться с неприятностями. А чтобы этого не допустить, как раз таки и надо проявить эту должную осмотрительность. 

В законодательстве нет чёткого определения понятия «должная осмотрительность», но в общем это означает проведение комплексной проверки данных контрагента, его репутации и возможности исполнить обязательства по договору в целях предупреждения рисков, в том числе налоговых. Ответственность за своевременную проверку контрагента юрлица и ИП полностью берут на себя. Особенно это важно понимать, когда дело касается налоговых вычетов. В постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» сказано, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговый орган докажет, что налогоплательщик не проявил должной осмотрительности и осторожности. Если же налогоплательщик сможет предоставить доказательства того, что проявил осмотрительность, он избежит доначислений и штрафных санкций ФНС. 

Подробнее о том, зачем проверять контрагента на благонадёжность, и как это сделать правильно, сейчас расскажем. 

Для чего проверять контрагентов?

Одно из ключевых правил успешного ведения бизнеса — прежде чем заключить договор и совершить сделку, проверь контрагента и обезопась себя от рисков. Недобросовестные компании очень хорошо маскируются и демонстрируют благонадёжность: много рекламы, отличный офис, приятный и доброжелательный персонал отдела продаж, изобилие словесных аргументов в пользу широких возможностей и компетенций в том или ином вопросе. А за всей этой красивой и яркой обёрткой могут быть огромные долги, судебные разбирательства, неуплаченные налоги и приближение к банкротству. Вот поэтому и нужна тщательная проверка контрагентов, которая заключается не только в изучении документов. 

Можно назвать три главных риска для бизнеса, которые предприниматель или организация обретает, выбирая контрагента: финансовый, репутационный, налоговый. Рассмотрим каждый подробно.  

  1. Риск финансовый

Компания переехала в новый офис, решила сделать ремонт и наняла фирму, предложившую комплексную услугу. Ремонт сделан плохо, исполнитель пропал. А на переделку ушла ещё треть изначального бюджета. Поставщик товаров получил аванс и не сделал отгрузку. Строительная компания выполнила большой объём работ, а оплату не получила: заказчик упорно затягивает расчёт. Историй таких очень много, часто они заканчиваются судебными разбирательствами. И хорошо, если деньги получается вернуть, несмотря на потраченное время и силы. Но бывают и совсем безвыходные ситуации.

  1. Риск репутационный

Сохранить хорошую репутацию для компании, нацеленной на успех и дальнейшее развитие, очень важно. Недобросовестные контрагенты могут так запятнать эту репутацию, что выбраться будет сложно. К примеру, компания строит дорогой коттедж, но по определённым обстоятельствам не может выполнить электромонтажные работы. Она нанимает исполнителя, переводит аванс, а контрагент пропадает и не выходит на связь. Компания теряет деньги, а сроки строительства затягиваются. Владелец коттеджа злится, и уже вряд ли у него появится мысль снова обратиться в эту компанию и тем более рекомендовать её знакомым. Это лишь небольшой частный случай, бывает и хуже. 

  1. Риск налоговый

Недобросовестность контрагентов может обернуться для компании проблемами с налоговой инспекцией. Компании могут отказать в применении налогового вычета по факту выявления того, что контрагент не имеет права вести хозяйственную деятельность, не платит налоги или вообще существует только на бумаге. 

В 2017 году введена ст. 54.1 НК РФ в первую очередь с целью пресечения попыток получить необоснованную налоговую выгоду. Эта статья вводит новое требование о подтверждении реальности исполнения сделки непосредственно самим контрагентом, либо иным лицом, с которым у контрагента есть соответствующие договорные отношения. С этого момента, чтобы получить налоговый вычет, недостаточно просто подтвердить реальность хозяйственных операций. Необходимо доказать, что сделку исполнил именно тот контрагент, с которым заключён договор. 

В связи с этим необходимо не только быть осведомленным в том, платит ли контрагент налоги или нет, но и понимать, реально ли у него есть возможности и право выполнять ту или иную деятельность. Поэтому если дело касается оказания услуг, нужно проверить, есть ли лицензия на них. Заказывая работы, надо проверить, есть ли все необходимые ресурсы для их выполнения. 

Зачем нужно проверять контрагентов перед сделками, выяснили. Теперь о том, как это сделать. 

Что нужно проверить?

Перечислим основное:

  • выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП и другие основные документы контрагента;

  • баланс и другие финансовые показатели;

  • наличие арбитражных дел;

  • платёжеспособность (отсутствие начатой процедуры банкротства);

  • информация по расчетам с налоговой и фондами (есть ли штрафы ФНС, задолженности, невыполненные обязательства). 

Всю эту информацию и не только предоставляет Сервис проверки контрагентов. Он позволяет провести комплексную проверку на благонадёжность и решить, стоит ли сотрудничать с контрагентом. Сервис помогает снизить потенциальные риски для бизнеса и избежать неприятностей. Когда вся необходимая информация о контрагенте собрана в одном сервисе, проверка проходит быстро и удобно.

Откройте расчетный счет для ИП или ООО в Сбере и проверяйте контрагентов бесплатно целый месяц в сервисе
СПК за 0 ₽ при открытии счета для бизнеса в Сбере

Наши продукты

Читать также