Внештатный сотрудник, оформляемый по гражданско-правовому договору, выгоден нанимателю тем, что потребуется составлять меньшее количество документов в сравнении с работником по трудовому контракту. А в случае работы с самозанятыми или ИП заказчику также не придётся платить за них налоги и страховые взносы. Тем не менее, работать с внештатным сотрудником может быть довольно рискованно, особенно, если не уделять внимания своевременному и корректному документообороту между контрагентами.
Перед тем, как стать внештатным сотрудником какого-либо предпринимателя или организации, потенциальный контрагент оценивает, будут ли с ним заключать договор. Отсутствие каких-либо официальных документов может отпугнуть возможного делового партнёра.
Работа с внештатниками «на словах», когда никакие контракты не заключаются, несёт большие риски и для самого нанимателя. Среди них:
Налоговые санкции. Отсутствие отчётности и отчислений в бюджет по реально существующим правоотношениям влечёт ответственность по ст. 122 НК РФ. Умышленное уклонение от уплаты налогов и страховых взносов наказывается штрафом в размере 40 % от неуплаченной суммы.
Уголовная ответственность. Ст. 199 УК РФ предусматривает, что непредставление отчётности или включение в неё недостоверной информации в случае, если сумма неуплаченных налогов и сборов превышает 15 млн руб., влечёт наказание вплоть до лишения свободы до 2 лет с лишением права занимать некоторые должности до 3 лет. Если же преступление совершалось в сговоре или в особо крупном размере (неуплата налогов и сборов в размере более 45 млн руб.), то наказание может увеличиться до 6 лет лишения свободы.
Сложности с привлечением к ответственности контрагента. Нет договора — нет правоотношений. Внештатный сотрудник с зарплатой от вас может и не выполнить своих обязательств. Претензии и даже обращение в суд могут быть по итогу бесполезными: заказчику будет трудно обосновать, за что внештатнику была перечислена оплата. А требования взыскать проценты, неустойку и убытки рискуют быть проигнорированными судом, ведь их размер не закреплялся в договоре. Рассчитывать можно будет разве что на взыскание предусмотренных законом сумм. Однако сам ГК РФ говорит о том, что в случае, если одна из сторон договора — компания — оформление всех её сделок должно быть письменным (ст. 161 ГК РФ).
Правовое положение внештатных сотрудников схоже с поставщиками и исполнителями. Как правило, у них есть несколько проектов, с которыми они работают параллельно. Но даже в случае, если внештатники сотрудничают только с одним покупателем или заказчиком, это не вызовет подозрений у надзорных органов, если с документами всё в порядке.
Важно, чтобы в гражданском договоре оплачивался результат работы, а не количество часов, проведённых за исполнением обязанностей. Зависимость от руководства, необходимость выполнять работу на территории нанимателя и его средствами могут стать поводом для подозрений в трудовых правоотношениях. Если заключение договора изначально прошло некорректно, то заказчика могут переквалифицировать в работодателя и привлечь к ответственности по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ. Размер штрафа — до 100 тыс. руб. для юридических лиц и до 10 тыс. руб. для ИП.
Именно поэтому важно заранее продумать, как оформить внештатного сотрудника, чтобы не становиться объектом наблюдений со стороны ФНС или трудовой инспекции.
Если выплаты внештатным сотрудникам проводить без подтверждения у них статуса самозанятого или ИП, не запрашивая чеки и акты выполненных работ, оказанных услуг, то можно столкнуться со следующими рисками:
придётся уплачивать НДФЛ и страховые взносы за контрагента, который может оказаться обычным физическим лицом;
не удастся засчитать затраты для налога на прибыль или УСН в режиме «доходы минус расходы».
Организация деятельности внештатных сотрудников в части документооборота — первостепенная задача заказчика. Особенно в случаях, если речь идёт о сотрудничестве с самозанятыми или физическими лицами. Здесь важно понимать, что плательщикам налога на профессиональный доход (НПД) или обычным гражданам корректно оформленные документы дают лишь гарантию реальности сделки. Для заказчика же они нужны в том числе для налоговой отчётности.
Привести документооборот с внештатниками в порядок поможет сервис «Подписант» от СберКорус. Его главные преимущества:
быстрое подключение физических лиц и самозанятых к сервису по Сбер ID;
исполнителям и поставщикам не нужно тратиться на выпуск электронных подписей — для плательщиков НПД и граждан она бесплатна, оплачивается лишь работа сервиса заказчиком;
тарифы пропорциональны количеству отправляемых документов через сервис, входящие бесплатны — есть тарифы от 100 и от 50 000 исходящих.
Документы, оформленные в «Подписанте», можно предъявлять как доказательства проверяющим органам. Сервис поможет обмениваться договорами, дополнительными соглашениями к ним, первичными бухгалтерскими документами, чеками, оформлять увольнение (или, иными словами, прекращение сделки).