С чего лучше начинать бизнес?
При открытии собственного дела начинающие предприниматели обычно рассчитывают, сколько денег им понадобится, какой режим налогообложения выбрать, ищут первых поставщиков. Иногда общая картина — а именно ситуация на рынке — игнорируется, а ведь именно она и определит, как строить бизнес. Дадим несколько простых советов, как выбрать нишу для предпринимательской деятельности, как оценить её перспективность.
Как понять, что бизнес-идея успешна?
Начало бизнеса — это всегда аналитика. Даже не имея экономического образования, ряд показателей можно оценить, что называется, «на коленке»:
-
Начать можно с поисковых запросов. Например, вы захотели открыть магазин с товарами для сада и огорода. Откройте сервисы Яндекс.Вордстат или Google Trends и вбейте в поисковую строку эту информацию. Они покажут вам, сколько пользователей ищут подобные товары, и помогут определиться, есть ли на них спрос.
Пример поиска на Яндекс.Вордстат
Пример поиска на Google Trends (100 баллов означает высокую популярность)
-
Перед тем, как заняться своим делом, рекомендуется оценить объём рынка. Самостоятельно рассчитать его, скорее всего, не получится, а актуальные данные от аналитических агентств стоят больших денег. Однако можно воспользоваться устаревшей аналитикой, чтобы примерно представлять, какие деньги «крутятся» на рынке. Например, мы узнали, что в 2016 году объём рынка товаров для сада и дачи составил 139,4 млрд руб. Даже если вы выйдете на рынок и решите занять всего 1 % от него, то можно рассчитывать примерно на 1,4 млрд руб.
-
Также стоит принять во внимание скорость роста рынка. Если отрасль стагнирует, то, скорее всего, вам не удастся выбить себе место под солнцем. Это значит, что ниша уже занята конкурентами, и расти особо некуда. Если же рост есть (хорошим считается рост рынка от 10 %), то можно в нём развиваться. Например, исследование 2020 года от маркетингового агентства MegaResearch показало, что в сфере товаров для сада наибольший рост показывают рынки инсектицидов и гербицидов (9-12 %).
Оценка конкурентов
Ни один бизнес-совет не обойдётся без рекомендации оценить конкурентов. По их состоянию на рынке также можно понять, насколько перспективно открытие своего дела в этой нише:
-
Если раньше конкурентов было много, а сейчас остались единицы «выживших» — скорее всего, клиенты потеряли интерес к услуге или товарам конкретной категории.
-
Отсутствие конкурентов говорит о разном — либо ниша пустует, и вы её занимаете и одним из первых получаете клиентов, либо спроса на подобное вообще нет, и вы вряд ли получите покупателей.
-
Конкуренты есть, и бизнес у них процветает. Тогда есть смысл также пытаться «встроиться» в рынок и начать работу.
Прототипы продукта
Один из способов создания собственного дела (и мы говорим о прибыльных вариантах) — это создание прототипов продукта (MVP), а также тестовые продажи. Можно создать лендинг с описанием товара или услуги и посмотреть, будет ли спрос со стороны клиентов. Для чего это нужно?
-
Получить обратную связь от потенциальных клиентов, при необходимости доработав итоговый продукт, исходя из запросов аудитории.
-
Возможность начать продажи и, соответственно, получать доход ещё до завершения разработки итоговой версии продукта.
-
Шанс привлечь инвесторов, если можно показать, что спрос на услугу или товар есть.
Эксперты СберКорус собрали чек-листы и шпаргалки на темы «Что должен уметь предприниматель?». Советы касаются разных сфер деятельности бизнеса — от того, как проверить сотрудника перед приёмом на работу, до организации работы с самозанятыми, перехода на электронные транспортные накладные. Скачайте все актуальные материалы полностью бесплатно.
Telegram-канал СберКорус