Самозанятый и сертификация товара: нюансы и способы получения сертификатов соответствия

#блог
ЭДО с самозанятыми
Экономьте на документообороте с самозанятыми и физическими лицами

Самозанятым не запрещено производить и продавать товары и пищевую продукцию, которые не попадают под маркировку Честный ЗНАК и акцизы. Но как быть с документами о соответствии техническим регламентам, которые необходимо получать на все продукты питания и на многие категории товаров? Разберёмся, как получить сертификацию на продукцию собственного производства, и требует ли этого от самозанятого закон.  

Что может производить и продавать самозанятый

Самозанятый может заниматься производством и реализацией любых товаров, которые не входят в перечень из Распоряжения Правительства РФ № 792-р (товары, подлежащие маркировке средствами идентификации). Торговля самостоятельно произведённым товаром занимает 10-е место в рейтинге отраслей ФНС. Это означает, что данная сфера занятости достаточно популярна: среди самозанятых есть пекари, кондитеры, производители сухофруктов, украшений, игрушек и прочих изделий. 

По закону, сертификации подлежат все продукты питания, а также различные товары, например, детские игрушки — они должны быть безопасны и не наносить вред здоровью. Поэтому на вопрос, нужно ли самозанятому сертифицировать свою продукцию собственного производства, ответ однозначный — да. Однако оформить документы о соответствии товаров техническим регламентам могут только ИП и юридические лица. 

Получается, что физическое лицо в качестве самозанятого может продавать свою продукцию без документов о соответствии, прямо не нарушая законодательство. То есть качество произведённой продукции — полностью на совести самозанятого. А если пострадает покупатель, то отвечать за это самозанятый не будет: Роспотребнадзор не проводит в отношении налогоплательщиков НПД контрольно-надзорные мероприятия.

При этом без сертификации продукции собственного производства для самозанятого закрыты двери маркетплейсов, и возникают проблемы с продажей юридическим лицам и ИП, так как перепродавать товары без сертификатов соответствия они точно не могут. Но выходы есть. Далее расскажем, может ли самозанятый получить сертификат соответствия на продукцию собственного производства, и как это сделать законно. 

Как сертифицировать продукцию собственного производства самозанятому

1. Оформить ИП. 

Самозанятый оформляет ИП и может стать заявителем, получить сертификат соответствия и законно реализовывать продукцию собственного производства в качестве налогоплательщика НПД. Но есть нюанс: когда речь идёт о пищевой продукции, то сертифицировать её можно только в том случае, если она произведена в цеху, соответствующем санитарным нормам и закону о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Домашняя кухня не может соответствовать установленным нормам.

А если самозанятому для производства продукции потребуется цех, пусть и маленький, то это дополнительные расходы на аренду. При этом не стоит забывать, что для производства товаров самозанятый не сможет никого нанять: по закону налогоплательщик НПД не должен иметь сотрудников.

2. Поручить сертификацию покупателям — юрлицам и ИП. 

Самозанятый может передать товары своим клиентам — ИП и юрлицам, а они, в свою очередь, сертифицируют продукцию и смогут её реализовать. Сначала ИП или юрлицо отнесёт образцы продукции в лабораторию, а потом получит результаты экспертизы в выбранном центре сертификации. 
Здесь нюанс состоит в том, что затраты на сертификацию нужно будет заложить в стоимость товара, например, продать дешевле, чтобы покупатель покрыл произведённые расходы. 

Если организация действительно заинтересована в продукции самозанятого, то и сертифицировать его товары вряд ли откажется. На практике такие случаи не единичны. А договорённости с самозанятыми юридические лица закрепляют соответствующими документами — договорами и актами передачи продукции. 

Обмен документами с самозанятыми значительно упрощает сервис «Подписант» от СберКорус. Электронные договоры и акты подписываются за минуты, без затрат на бумагу, печать и доставку документов. Сервис помогает вести полноценный электронный документооборот с самозанятыми и избавляет от предрассудков о сложной работе с налогоплательщиками НПД.

Как продавать на маркетплейсах

Маркетплейсы выступают посредниками между продавцом и покупателем и юридически ответственность за безопасность продуктов не несут. Но у маркетплейсов есть требования к сертификации товаров, потому что её отсутствие может испортить их репутацию. У каждой площадки требования и правила свои, их нужно внимательно изучить. 

В связи с этим, если самозанятый хочет выйти на маркетплейс, ему нужно оформить ИП и сертифицировать свои товары. А если товары не подлежат сертификации, то необходимо получить отказное письмо, в котором установлено, что сертифицировать товары не нужно. Его можно получить как в Роспотребнадзоре, так и в любом платном центре сертификации. 

Без ежемесячных отправок курьерскими службами, без задержек со стороны исполнителя, без дублирования на бумаге. Оставьте заявку на бесплатную презентацию
Подписывайте юридически значимые акты за 30 секунд!

Наши продукты

Читать также