Войти
Блог

Самозанятый и сертификация товара: нюансы и способы получения сертификатов соответствия

12 марта 2024

Самозанятым не запрещено производить и продавать товары и пищевую продукцию, которые не попадают под маркировку Честный ЗНАК и акцизы. Но как быть с документами о соответствии техническим регламентам, которые необходимо получать на все продукты питания и на многие категории товаров? Разберёмся, как получить сертификацию на продукцию собственного производства, и требует ли этого от самозанятого закон.  

Что может производить и продавать самозанятый

Самозанятый может заниматься производством и реализацией любых товаров, которые не входят в перечень из Распоряжения Правительства РФ № 792-р (товары, подлежащие маркировке средствами идентификации). Торговля самостоятельно произведённым товаром занимает 10-е место в рейтинге отраслей ФНС. Это означает, что данная сфера занятости достаточно популярна: среди самозанятых есть пекари, кондитеры, производители сухофруктов, украшений, игрушек и прочих изделий. 

По закону, сертификации подлежат все продукты питания, а также различные товары, например, детские игрушки — они должны быть безопасны и не наносить вред здоровью. Поэтому на вопрос, нужно ли самозанятому сертифицировать свою продукцию собственного производства, ответ однозначный — да. Однако оформить документы о соответствии товаров техническим регламентам могут только ИП и юридические лица. 

Получается, что физическое лицо в качестве самозанятого может продавать свою продукцию без документов о соответствии, прямо не нарушая законодательство. То есть качество произведённой продукции — полностью на совести самозанятого. А если пострадает покупатель, то отвечать за это самозанятый не будет: Роспотребнадзор не проводит в отношении налогоплательщиков НПД контрольно-надзорные мероприятия.

При этом без сертификации продукции собственного производства для самозанятого закрыты двери маркетплейсов, и возникают проблемы с продажей юридическим лицам и ИП, так как перепродавать товары без сертификатов соответствия они точно не могут. Но выходы есть. Далее расскажем, может ли самозанятый получить сертификат соответствия на продукцию собственного производства, и как это сделать законно. 

Как сертифицировать продукцию собственного производства самозанятому

1. Оформить ИП. 

Самозанятый оформляет ИП и может стать заявителем, получить сертификат соответствия и законно реализовывать продукцию собственного производства в качестве налогоплательщика НПД. Но есть нюанс: когда речь идёт о пищевой продукции, то сертифицировать её можно только в том случае, если она произведена в цеху, соответствующем санитарным нормам и закону о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Домашняя кухня не может соответствовать установленным нормам.

А если самозанятому для производства продукции потребуется цех, пусть и маленький, то это дополнительные расходы на аренду. При этом не стоит забывать, что для производства товаров самозанятый не сможет никого нанять: по закону налогоплательщик НПД не должен иметь сотрудников.

2. Поручить сертификацию покупателям — юрлицам и ИП. 

Самозанятый может передать товары своим клиентам — ИП и юрлицам, а они, в свою очередь, сертифицируют продукцию и смогут её реализовать. Сначала ИП или юрлицо отнесёт образцы продукции в лабораторию, а потом получит результаты экспертизы в выбранном центре сертификации. 
Здесь нюанс состоит в том, что затраты на сертификацию нужно будет заложить в стоимость товара, например, продать дешевле, чтобы покупатель покрыл произведённые расходы. 

Если организация действительно заинтересована в продукции самозанятого, то и сертифицировать его товары вряд ли откажется. На практике такие случаи не единичны. А договорённости с самозанятыми юридические лица закрепляют соответствующими документами — договорами и актами передачи продукции. 

Обмен документами с самозанятыми значительно упрощает сервис «Подписант» от СберКорус. Электронные договоры и акты подписываются за минуты, без затрат на бумагу, печать и доставку документов. Сервис помогает вести полноценный электронный документооборот с самозанятыми и избавляет от предрассудков о сложной работе с налогоплательщиками НПД.

Если заказчик пока не использует ЭДО с самозанятыми и физлицами, хорошим решением будет рекомендация сервиса. За использование сервиса платит заказчик, а самозанятый подписывает документы бесплатно и буквально за минуту в мобильном приложении. 

Как продавать на маркетплейсах

Маркетплейсы выступают посредниками между продавцом и покупателем и юридически ответственность за безопасность продуктов не несут. Но у маркетплейсов есть требования к сертификации товаров, потому что её отсутствие может испортить их репутацию. У каждой площадки требования и правила свои, их нужно внимательно изучить. 

В связи с этим, если самозанятый хочет выйти на маркетплейс, ему нужно оформить ИП и сертифицировать свои товары. А если товары не подлежат сертификации, то необходимо получить отказное письмо, в котором установлено, что сертифицировать товары не нужно. Его можно получить как в Роспотребнадзоре, так и в любом платном центре сертификации. 

Подписывайтесь на наш
Telegram-канал СберКорус
Наши продукты

СФЕРА EDI

Обменивайтесь финансовой, коммерческой, логистической документацией с партнерами.

Электронная подпись

Квалифицированная ЭП для взаимодействия с госорганами и партнерами.

СФЕРА Отчётность

Отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат в режиме онлайн.

Сервис проверки контрагентов

Проверка надежности по 20+ официальным источникам.
СберКорус Контакты:
Адрес: Б.Сампсониевский пр., 68Н Санкт-Петербург,
Телефон:8 800 100-8-812, Электронная почта: help@esphere.ru