Штамп времени в электронной подписи: для чего нужен и как работает

#блог
ЭП от надежного поставщика
Более 1000 000 выданных подписей

 

При подписании электронного документа в файл электронной подписи (ЭП) может добавляться время создания такой подписи. Дата и время формируются на основании тех значений, что установлены на рабочем месте пользователя. Но они могут считаться недостоверными или не соответствовать реальным значениям. Чтобы придать этим значениям подлинность и неизменность, пользователю необходимо обратиться к службе штампов времени (сервер, откуда берётся время при создании ЭП). 

Зачем нужен штамп времени в электронной подписи?

Штамп времени — это отметка на электронной подписи, подтверждающая достоверность значения хэш-функции документа в определённый момент времени. То есть штамп времен гарантирует, что в момент создания электронной подписи она была действительна и корректна. Фиксирует и заверяет дату и время на электронном документе служба штампов времени — специальное программное обеспечение, которое нужно установить владельцу ЭП. Если дата и время на документе сформированы службой штампов времени, это значит, что значения имеют юридическую силу без дополнительной экспертизы и проверки времени создания такой ЭП и могут гарантировать, что подпись подлинная, например, в судебном производстве. 

Электронная подпись без штампа времени наделяет документ юридической силой, но доказать, что этот документ создан в определённую дату и время, нельзя без дополнительного фактора фиксации времени. К примеру, операторы ЭДО фиксируют время получения документа и на момент фиксации проверяют его корректность. 

Формирование штампа времени

Служба штампов времени использует протокол TSP, принцип работы которого заключается в обмене сообщениями между ПО и серверами времени. В момент подписания электронного документа на сервер TSP отправляется запрос на подтверждение времени, по запросу формируется ответ, и результат фиксируется в электронную подпись.

Протокол службы штампов времени поддерживает, например, программа КриптоПро TSP Client. После установки, ввода идентификатора лицензии и настройки программа работает независимо от пользователя ЭП, а штампы времени проставляются автоматически при формировании ЭП. При этом конфиденциальность документа сохраняется — содержимое документа установленному ПО недоступно. 

Как зафиксировать действительность сертификата ЭП на момент подписания?

Для этого есть служба онлайн-проверки статуса сертификата, к примеру, КриптоПро OCSP, для использования которой также требуется лицензия. Владельцы систем при подписании определённых электронных документов могут требовать в составе электронной подписи подтверждение, которое гарантирует в онлайн-режиме, что в момент формирования электронной подписи сертификат был действителен. Поэтому, кроме штампа времени, на таком документе можно проставить штамп подтверждения действия сертификата ЭП на момент подписания. Такое ПО работает аналогично службе штампов времени, по принципу «запрос-ответ». 

Что сказано в законе о штампах времени?

С 1 января 2021 года действуют обязательные требования к службе меток доверенного времени, указанные в ст. 3 Федерального закона № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об электронной подписи”» от 27.12.2019 и ст. 1 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Формат и структуру меток определяет Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 06.11.2020 № 580 «Об утверждении порядка создания и проверки метки доверенного времени». Совместно с ФСБ Минцифры РФ определяют метки доверенного времени как достоверную информацию в электронной форме о дате и времени подписания документа ЭП. 

Квалифицированная электронная подпись сегодня используется для подписания и придания юридической силы любым документам. А штампы времени позволяют создать усовершенствованную электронную подпись, которая даёт больше достоверной информации о документе и уменьшает сомнения в её подлинности спустя время. 

Удостоверяющий центр СберКорус выпускает электронные подписи сотрудникам организаций и физическим лицам, а также предоставляет всё необходимое для получения квалифицированной электронной подписи в ФНС (для руководителей юрлиц и ИП). 

Более 10 лет на рынке. 100% дочка ПАО Сбербанк. Более 1 000 000 выданных подписей.
Электронная подпись от надежного поставщика

Наши продукты

Читать также