Судебная практика по EDI: как коммерческие сообщения между поставщиками и торговыми сетями превращаются в доказательства
4 минуты
438Когда мы говорим о EDI, то в первую очередь как о системе, позволяющей автоматизировать и упростить поставки в торговые сети. Через неё можно узнать, кто, куда, сколько и когда что отправил и принял. Позднее данные, выгруженные из EDI, используются для составления первичных документов.
Однако нельзя забывать и об иной роли EDI: она может подтверждать реальность правоотношений между ретейлером и его контрагентами, поддерживать дисциплину направления заказов и их реализации. Для большинства торговых сетей использование EDI — обязательно, и поставщикам нужно внимательно относиться к условиям договора. Нарушение правил передачи коммерческой информации может повлечь крупные штрафы.
В статье расскажем о двух реальных случаях, когда системы EDI оказывались буквально «центром» судебных разбирательств.
Случай № 1. Штрафы за неотправку сообщений по EDI
Конфликт между поставщиком и торговой сетью начался ещё в 2022 году, и он до сих пор не закончен. Не будем вдаваться полностью в суть дела, выделим лишь интересующий нас EDI.
Суть конфликта:
Ретейлер заключил договор с поставщиком, в котором прописал обязанность обмениваться электронными коммерческими сообщениями через EDI. Любая операция должна была фиксироваться в системе. Так, после получения сообщения о заказе от торговой сети поставщик должен подтверждать его принятие в течение 5 часов после направления с помощью ORDRSP. Когда контрагент намеревался отгрузить товар, он должен был отправить сообщение DESADV не позднее 06:00 дня фактической поставки или не позднее фактического прибытия машины с товаром.
Если поставщик не пользовался EDI, то по договору ему полагался крупный штраф — 5 000 руб. за каждое неотправленное сообщение.
Поставщик, как следует из отчёта провайдера, накопил 789 неотправленных ORDRSP и 41 — DESADV. Как итог — торговая сеть решила взыскать с недобросовестного контрагента свыше 4 млн руб.
Чем всё закончилось:
Суды первой и апелляционной инстанции сочли такой штраф несоразмерным правонарушению. Его было решено снизить по «тарифу» 100 руб. за 1 неотправленное сообщение по EDI. В итоге общая сумма штрафа составила 83 000 руб. Конечно, не 4 млн руб., но тоже немало.
Однако судебное разбирательство ещё не закончилось. Суд кассационной инстанции счёл необходимым проверить качество расчёта штрафов. А потому вопрос остаётся открытым: избежит ли поставщик штрафа по EDI, останется ли всё, как есть, или объём взыскиваемых сумм повысится.
Факт в том, что соблюдение порядка обмена коммерческими сообщениями через EDI — строгое обязательство. И, если его нарушить, можно получить крупные штрафы, которые были уже заранее предусмотрены договором. Хотя суд и снизил объёмы санкций, он всё же не отрицал того, что поставщик нарушил соглашение с ретейлером.
Источник: Дело № А68-7218/2022
Случай № 2. В EDI подтверждаются факты взаимоотношений между сторонами
Можно забыть про телефонный звонок или сообщение в мессенджере, когда покупатель оформлял поставку. Система EDI «не забудет» ничего: все факты взаимодействия между контрагентами фиксируются в электронном виде, и их можно использовать как доказательства в суде.
Суть конфликта:
Поставщик и покупатель работали через EDI. Последний потребовал 2 210 021 руб. 75 коп. штрафных санкций и 91 301 руб. госпошлины на основании договора, который предусматривал обязательность поставки определённого объёма продукции с минимальным уровнем исполнения 97 %.
В ходе разбирательства было подтверждено, что покупатель своевременно направлял заказы на товар через систему электронного документооборота (EDI), а поставщик допустил недопоставку товаров. При этом сослаться на то, что он не получал заказ от покупателя, он не мог — система EDI зафиксировала как факт его направления, так и получения.
Чем всё закончилось:
Суд взыскал с поставщика 2,3 млн руб., поскольку факт взаимодействия покупателя и поставщика был зафиксирован как в системе EDI, так и электронной почтой.
Источник: Дело № А60-811/2025
Использование EDI может быть выгодным не только торговым сетям и покупателям, но и самим поставщикам. Например, в случаях, если контрагент принял товар, но не перевёл оплату — факт приёмки фиксируется сообщением RECADV. С помощью этого вы сможете подтвердить, что товар у покупателя, и получить средства, направив претензию или обратившись в суд.
Подключайтесь к сервису Сфера Торговля от СберКорус, чтобы автоматизировать поставки с торговыми сетями и получить возможность фиксировать все хозяйственные операции с контрагентами в режиме онлайн.
Подписывайтесь на ТГ-канал СберКорус: в нём вы сможете найти полезные видео о применении EDI на практике и первыми узнавать о законодательных нововведениях и экспертных статьях в сфере электронного документооборота и бизнеса.
438
за 0₽
Сфера Документы
Сфера Торговля
Сфера Отчётность
Удостоверяющий центр
за 0₽
