Учёт товаров: польза и базовые принципы
Даже если ассортимент в магазине небольшой, товарный учёт может существенно упростить жизнь предпринимателя. С его помощью можно не только учитывать количество и стоимость товаров, но и оценивать спрос на них, а также прогнозировать закупки. Расскажем о базовых принципах того, как вести учёт товара в магазине.
Польза товароучёта в розничной торговле
Почему полезно считать товар?
-
Оценка сезонности. Контроль оборота вещей на продажу позволит понять, какие из них пользуются повышенным спросом в определённые периоды. Например, мороженое намного чаще покупают летом, а зимой повышается спрос на мандарины.
-
Своевременность закупок. Оценка прихода и расхода товаров поможет определить остатки на складе и быстро связываться с поставщиками для закупки новой партии. Верно и обратное — можно будет увидеть «залежавшиеся» предметы и исключить их из будущих поставок.
-
Оценка прибыли. У каждой позиции — своя наценка, и благодаря товароучёту можно будет разобраться, выгодно ли реализуются те или иные продукты. Возможно, например, что вы продаёте хозтовары, и покупатели стали активно скупать гель для стирки чёрных вещей. Однако, несмотря на высокий спрос, прибыли продажи геля приносят мало из-за малой наценки. И здесь можно будет пойти двумя путями — либо повысить цены, либо найти другого поставщика, у которого этот же товар можно будет приобрести подешевле.
-
Контроль сроков годности. Если вы продаёте продукты питания или иные товары с ограниченным сроком годности, то особенно важно знать, когда они испортятся и, соответственно, принесут убытки. Учитывая сроки годности при закупках, можно будет закупаться «впритык», удовлетворяя спрос со стороны покупателей и снижая издержки.
-
Оценка себестоимости и наценки. Возможно, чуть снизив наценку, можно будет продать товар и получить больше дохода. Но бывает и обратная ситуация: спрос повышается, и можно повысить цены, чтобы увеличить прибыль. Также можно будет узнать о стоимости товаров у конкурентов и выстраивать отсюда ценовую политику. Также можно будет более прозрачно считать себестоимость, учитывая не только цену от поставщика, но и расходы на упаковку в самом магазине, а также доставку.
Как организовать учёт в магазине розничной торговли?
Расскажем о базовых принципах организации товароучёта:
-
Необязательно приобретать навороченные программы для учёта. Если в магазине небольшой ассортимент, то обычные эксель-таблички вполне подойдут. Задумываться о системе учёта есть смысл, когда товарный позиций более 100. Достаточно внести в файл наименования товаров, их цену, учитывать объём наличия и продаж, фиксировать срок годности, даты поставок.
-
Также можно обойтись эксель-табличками, если у вас мало торговых операций. Например, если вы продаёте дорогостоящие позиции.
-
Для начала можно вести количественный учёт, чтобы просто знать, какие товары у вас есть, сколько их продано, сколько заказано и сколько нужно заказать дополнительно. Позднее можно будет вести и суммарный учёт, чтобы оценивать уже доходы, расходы, уровень наценки, спрос и предложение, ценообразование.
Также всегда можно спросить у менеджеров компаний и предпринимателей, ведущих деятельность в той же сфере бизнеса, какими программами они пользуются, чтобы вести учёт товаров в магазине.
В случае, если вы занимаетесь реализацией маркированных товаров, то вам нужно будет обязательно работать с сервисами электронного документооборота. Сейчас это большой ассортимент — от товаров лёгкой промышленности до слабоалкогольных напитков. Сервис СФЕРА Курьер от СберКорус позволяет создавать универсальные передаточные документы (УПД) с указанием в них кодов маркировки, при необходимости вносить в них корректировки, вносить данные о транспортировке. Как только УПД подпишут обе стороны, вся информация автоматически будет передаваться в систему «Честный ЗНАК».
Telegram-канал СберКорус