Войти
Блог

Обязанность оформлять МЧД для применения электронной подписи физлица будет отложена

24 декабря 2021

Федеральный закон № 476-ФЗ, опубликованный и вступивший в силу 27 декабря 2019 года, внёс значимые изменения в сферу применения электронной подписи (далее — ЭП), которую регулирует 63-ФЗ «Об электронной подписи». Ключевые изменения закона наступали поэтапно с 1 июля 2020 года. Одно из них — переход на новый формат создания квалифицированной электронной подписи (далее — КЭП или ЭЦП в привычной ряду пользователей терминологии) сотрудникам ЮЛ и ИП (сотрудники ЮЛ и ИП должны применять квалифицированный сертификат электронной подписи физического лица и машиночитаемую доверенность, которая должна быть подписана сертификатом электронной подписи руководителя ЮЛ или ИП) — должно вступить в силу с 1 января 2022 года. Однако данное положение власти решили отложить, дав бизнесу переходный период. На момент публикации статьи редакция изменений уже прошла одобрение в третьем чтении на собрании Государственной Думы и ожидает утверждения в Совете Федерации. 

Что изменится 

Согласно данным поправкам, в 2022 году коммерческие удостоверяющие центры, аккредитованные по новым правилам, продолжат выдачу квалифицированной ЭЦП сотрудникам ЮЛ и ИП с указанием в составе сертификата реквизитов ЮЛ и сотрудника. С 1 января 2022 года электронную подпись лицам, действующим без доверенности от имени юридического лица, или индивидуальному предпринимателю будут выдавать исключительно в Удостоверяющем центре Федеральной налоговой службы и у его доверенных лиц, которым является ПАО «Сбербанк» (на момент написания статьи всего их 3). Исключениями являются руководители кредитных организаций и должностные лица госорганов и их сотрудники — квалифицированные сертификаты электронной подписи им будут выдавать УЦ Банка России и УЦ Федерального казначейства, соответственно. 

2022 год — переходный период для внедрения машиночитаемой доверенности

При отсутствии изменений в 476-ФЗ с 1 января 2022 года сотрудники ЮЛ и ИП для того, чтобы совершать действия от лица организации или индивидуального предпринимателя, должны были получать сертификат электронной подписи физического лица, к которой должна формироваться машиночитаемая доверенность, подписанная КЭП руководителя. А 16 декабря 2021 года в третьем чтении Государственной Думой принят текст законопроекта, согласно которому все положения о применении МЧД вступают в силу с 1 марта 2022 года. При этом сохраняется возможность использования квалифицированных сертификатов сотрудников, выдаваемых по старым правилам. В них указаны реквизиты компании и сотрудника, а МЧД к ним не требуется. Такие сертификаты можно получать в течение 2022 года в коммерческих аккредитованных удостоверяющих центрах, а применять их можно до 31 декабря 2022 года. Те, кто готов работать с МЧД, смогут начать с 1 марта 2022 года. 

Оформить электронную подпись удобно в СберКорус, который одним из первых получил статус аккредитованного удостоверяющего центра в соответствии с новыми требованиями, на основании решения Правительственной комиссии. 

Зачем нужен переходный период

Машиночитаемая доверенность создаётся в электронной форме и становится юридически значимым документом после подписания КЭП руководителя ЮЛ или ИП. МЧД подтверждает полномочия физлица подписывать документы от лица организации. На момент публикации статьи недостаточно нормативно-правовых документов для формирования и применения МЧД. Именно поэтому было принято решение о внесении соответствующих правок. То есть в течение 2022 года сотрудники ЮЛ и ИП смогут применять электронные подписи как с МЧД, так и без, в ранее принятом порядке. 

О необходимости введения переходного периода для применения машиночитаемых доверенностей в течение 2022 года было сказано 11 октября, на совещании у вице-премьера Дмитрий Чернышенко. Он объяснил, что к завершающему этапу реформы в области электронной подписи осталось много открытых вопросов, которые необходимо прояснить, поэтому в течение следующего года сотрудники ЮЛ и ИП смогут получать электронные подписи в аккредитованных удостоверяющих центрах как раньше, с привязкой к организации. Однако в 2023 году переход на новые правила применения квалифицированной ЭЦП сотрудниками должен быть завершён. 

Эту информацию подтвердил на официальном сайте ФНС Фёдор Новиков, начальник Управления электронного документооборота ФНС России. 

Введение переходного периода для МЧД позволит компаниям совершить более органичный переход на новые правила применения квалифицированной ЭП сотрудниками. Участники электронного документооборота смогут модернизировать свои бизнес-процессы и программное обеспечение для работы с МЧД, комфортно планируя доработки информсистем и интеграции.

Подписывайтесь на наш
Telegram-канал СберКорус
Наши продукты

СФЕРА EDI

Обменивайтесь финансовой, коммерческой, логистической документацией с партнерами.

Электронная подпись

Квалифицированная ЭП для взаимодействия с госорганами и партнерами.

СФЕРА Отчётность

Отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат в режиме онлайн.

Сервис проверки контрагентов

Проверка надежности по 20+ официальным источникам.
СберКорус Контакты:
Адрес: Б.Сампсониевский пр., 68Н Санкт-Петербург,
Телефон:8 800 100-8-812, Электронная почта: help@esphere.ru