Зачем создают группу компаний и как это оформить?

#блог
Акции СберКорус
Спецпредложения для вашего бизнеса

Группа компаний — это несколько организаций, которые объединились добровольно и связаны по какому-то признаку (общий собственник, руководитель или ресурсы). При этом входящие в группу компаний юридические лица могут заниматься одним видом деятельности или разными. Главными целями объединения организаций, как правило, являются улучшение результатов деятельности, упрощение решения имущественных, управленческих и других вопросов. В статье расскажем, зачем создают группу компаний и какие преимущества у этого формата бизнеса. 

Что такое группа компаний с юридической точки зрения

Юридической формы «группа компаний» не существует, равно как и понятия такого в российском законодательстве нет. Но это не мешает объединениям юридических лиц в различных сферах называть себя группами компаний (ГК). 

В законодательстве есть несколько близких по смыслу понятий, которые, в том числе, в отношении ГК применяют в судебных разбирательствах: группа лиц (статья 9 № 135-ФЗ), аффилированные лица (статья 53.2 ГК РФ), взаимозависимые лица (статья 105.1 НК РФ), консолидированная группа налогоплательщиков (статья 25.1 НК РФ).

Группу компаний не стоит путать с холдингом. Если точнее — каждый холдинг можно назвать группой компаний, но не каждая группа компаний будет холдингом. Это тоже объединение организаций, но в холдинге обязательно есть материнская компания, владеющая контрольным пакетом акций, и несколько дочерних. В ГК не обязательно наличие структуры холдинга, добровольно объединившиеся юрлица могут находиться на равных правах.

Какие преимущества даёт создание группы компаний

Выделим 7 основных преимуществ:

  1. Масштабирование бизнеса.

Объединение предприятий в группу компаний позволяет увеличить масштабы бизнеса, расширить географию деятельности, ассортимент товаров, количество видов работ и услуг. При этом увеличивается и конкурентоспособность. 

  1. Диверсификация рисков.

Благодаря разнообразию видов деятельности в ГК появляется возможность сгладить влияние негативных факторов на бизнес. Кроме того, если у одной компании в группе возникают финансовые трудности, другие компании могут компенсировать потери и сохранить стабильность общего бизнеса. 

  1. Быстрое достижение результатов за счёт объединения ресурсов и компетенций.

В ГК компании достигают общие цели за счёт объединения своих ресурсов и компетенций. Например, одна компания производит товары, а вторая — специализируется на маркетинге и помогает производственной организации продвигать товары на рынок. 

  1. Возможность централизованного управления финансами и операционными ресурсами.

Если группа компаний имеет структуру холдинга (есть материнская компания и дочерние), то материнская компания централизованно управляет финансами и операционными ресурсами всех компаний, а это способствует более эффективному распределению средств и снижению издержек. 

  1. Повышение инвестиционной привлекательности.

Группы компаний являются более привлекательными для потенциальных инвесторов за счёт разнообразия видов деятельности и повышения стабильности общего бизнеса, а значит, ГК имеет большие возможности по привлечению капитала для развития. 

  1. Оптимизация налогообложения.

Юрлица в группе компаний могут использовать разные льготные налоговые режимы, за счёт чего оптимизировать налогообложение и снижать общую налоговую нагрузку. Важно, чтобы сокращение налоговых расходов не было единственной целью создания ГК, иначе ФНС может признать это незаконным дроблением бизнеса. Подробно о том, как законно разделить бизнес и избежать налоговых рисков, рассказали в этой статье

  1. Возможность централизованного управления бизнесом.

Это преимущество также относится к холдингу: материнская компания может централизованно координировать деятельность «дочек», устанавливать общие стратегии и политики, обеспечивать однородность операций и действий внутри группы. Это способствует сокращению времени и затрат на управление, а также принятию более эффективных управленческих решений.

Как организовать и зарегистрировать группу компаний

Нельзя сказать, что сделать группу компаний просто — в этом деле требуется тщательное планирование и соблюдение определённой последовательности действий. 

Регистрация группы компаний не требуется, образование объединения фиксируется только внутренними документами. При этом создание группы может проходить по разным сценариям, например, одна компания регистрирует новую дочернюю компанию, покупает уже существующую компанию или подписывает соглашения о добровольном объединении с партнёрами. 

Рассмотрим, как создать и оформить юридически группу компаний, когда предполагается подписание соглашения об объединении нескольких юрлиц или ИП:

  1. Определить стратегические цели.

Необходимо чётко понимать, для чего нужна группа компаний и для каких целей она создаётся. При определении целей следует строго учитывать коммерческие, финансовые и правовые факторы.

  1. Изучить рынок.

При создании ГК необходимо выбирать компании с наибольшим потенциалом для совместного построения устойчивого бизнеса. 

  1. Проверить партнёров. 

Рекомендуется тщательно проверять партнёров и контрагентов перед включением в группу компаний. Особенно важны такие показатели, как финансовое состояние, кредитоспособность, деловая репутация. 

  1. Разработать структуру ГК. 

Необходимо определить, какая компания будет головной, а какие — дочерними, какими долями будут владеть компании в группе. 

  1. Сформировать и подписать соглашения. 

В соглашениях необходимо прописать все важные моменты: распределение долей, контроль и принятие управленческих решений, распределение прибылей и убытков, урегулирование споров и др. 

  1. Изучить налоговые и правовые аспекты. 

Важно, чтобы оформление группы компаний, а также последующее ведение бизнеса соответствовало действующим законодательным нормам и налоговым требованиям. При необходимости можно обратиться к сторонним специалистам — юристам, налоговым консультантам, чтобы удостовериться в правильности действий. 

  1. Определить правила управления. 

Необходимо установить, кто будет совершать контрольные действия, кто и как будет принимать управленческие решения, какие обязанности будут у каждого участника объединения, зафиксировать правила составления отчётности.

  1. Разработать план создания ГК.

Нужно определить этапы создания ГК, сроки, объём и виды необходимых ресурсов. 

По разработанному плану создаётся новая экономическая единица с определёнными целями, ресурсами, возможностями и прогнозами. При этом для качественной реализации стратегии возникает необходимость перестройки и оптимизации ключевых бизнес-процессов. Например, может потребоваться внедрение электронного документооборота как для обмена документами с партнёрами, так и для сдачи отчётности, выпуск дополнительных электронных подписей. Чек-листы и памятки от экспертов СберКорус помогут разобраться в ключевых бизнес-процессах, а акции и спецпредложения — сократить расходы на оптимизацию и автоматизацию бизнеса. 

Цифровые продукты для ваших бизнес-процессов с ощутимой выгодой
Вам доступны акции и спецпредложения

Наши продукты

Читать также