Основы управления логистическими процессами в закупках подразумевают под собой поставленные на поток поступления материалов, товаров или сырья. При этом все они должны характеризоваться точным соблюдением временных графиков поставок (в рамках циклов), надлежащим качеством и приемлемыми ценами. Рассмотрим, какие механизмы закупочной логистики позволяют добиться лучшего результата, как можно оптимизировать уже существующие процессы в рамках отдельно взятой компании.
Логистика продаж и закупок выстраивается на следующих базовых принципах:
Централизация — с помощью новых технологий все выполняемые операции контролируются уполномоченными сотрудниками.
Экономичность — постепенное сокращение финансовых и временных издержек для достижения целей организации.
Оперативность — корректировка планов в зависимости от изменений динамики спроса.
Ритмичность — выстраивание складских, производственных и торговых процессов в определённые временные промежутки.
Планомерность — товары поступают получателям в заранее определённые сроки.
Закупочный процесс условно делится на 6 этапов, которые и отражают его сущность:
Выявление потребности. Все основные и сопутствующие процессы предприятия должны снабжаться ресурсами для выполнения различных задач и функций. Поэтому отдел снабжения уточняет у остальных подразделений компании, чего именно им сейчас не хватает для бесперебойной деятельности и получения качественного результата работы.
Исследование рынка. Бизнес-процесс закупки материалов начинается с анализа перечня доступных поставщиков и существующих предложений.
Выбор контрагентов. Отдел снабжения оценивает репутацию и коммерческие предложения поставщиков, выясняет опыт сотрудничества с компанией у других клиентов, если это возможно.
Закупка. Стороны согласовывают условия сделки, оформляют договор и реализуют цикл поставки сырья, материалов или товаров.
Учет претензий и брака. Оценивается, насколько контрагент соблюдает сроки поставок, насколько качественный товар получила компания. Отдел снабжения проверяет, есть ли материалы, которые нужно заменить или вернуть, и каков процент брака.
Распределение ресурсов. Часть сырья, материалов или товаров направляется на складское хранение, а другая часть передаётся сотрудникам по мере производственной необходимости.
Чтобы добиться эффективности закупочной логистики, важно правильно определить, кто и как может её проводить. Подходы определяются в зависимости от масштабов бизнеса:
Децентрализованный подход |
Централизованный подход |
Применяется в малом и среднем бизнесе. Её суть:
Для малого и среднего бизнеса особенно важно экономить время на бюрократических моментах, чтобы как можно быстрее закрыть потребности тех или иных подразделений в материалах, сырье. |
Применяется в крупном бизнесе, где функционирует отдел снабжения или уполномоченный менеджер, ответственный за поставки ресурсов предприятию. Необходим, когда:
|
Вне зависимости от того, какой подход управления закупками применяется компанией, предприятия обязаны тщательно отбирать контрагентов для сотрудничества. Наибольшие риски возникают, если прибыль поставщика в последнее время начала снижаться без объективных причин, он часто выступает в роли ответчика в судах, у него есть риск оказаться банкротом.
Чтобы избежать сотрудничества с неблагонадёжными компаниями, рекомендуем использовать сервис проверки контрагентов от СберКорус. Для отдела сбыта и снабжения сервис соберёт информацию о деловых связях поставщика, реальном опыте в сфере поставок конкретных материалов и поможет определить самых надёжных контрагентов. Сервис собирает информацию из разных источников, начиная с порталов госзакупок и заканчивая судами, ФНС.
На практике компании, занимающиеся закупочной логистикой в России, применяют следующие методы в своей деятельности.
Компания заказывает крупную партию товара, которой будет достаточно, чтобы закрывать её производственные потребности долгое время.
Достоинства метода:
скидка на продукцию от поставщика, которого устраивает крупная оптовая закупка;
простота оформления документов — как правило, достаточно заключения одного договора и акта приёма-передачи товаров; изредка требуются дополнительные бухгалтерские документы.
Недостатки метода:
оборачиваемость закупленных ресурсов со временем может снизиться;
заказчику нужно продумать, где и как он будет хранить приобретённые материалы.
Самая часто применяемая система закупочной логистики в бизнесе. Компания рассчитывает сроки реализации товаров или длительность производственных процессов. Как только некий ресурс заканчивается, начинаются закупки.
Плюсы метода:
не нужны большие расходы на содержание складских помещений, поскольку ресурсы закупаются по необходимости;
эффективное распределение денежных средств заказчика.
Минусы метода:
наличие риска некорректного планирования — заказали меньше, чем надо, что тормозит производственный процесс, или, напротив, заказали больше, чем надо, и нужно думать, где хранить остатки;
перебои с наличием ассортимента конкретных товарных позиций.
Этот метод закупочной логистики применяется предприятиями, которые покупают востребованные и недорогие товары. Котировки отражают следующую информацию:
сколько складских запасов осталось у компании;
какова потребность в том или ином ресурсе у организации;
с какой номенклатурой товаров фирма работает в данный момент.
Котировки обновляются ежемесячно или еженедельно.
В каждой организации может возникнуть потребность в каком-то редком ресурсе, который, вдобавок, нельзя получить от поставщика по первому требованию. Закупка с немедленной сдачей всегда сопровождается ростом издержек бизнеса и ухудшением оборачиваемости.
Предполагает отсутствие у предприятия плана поставок, не определены объёмы товаров и сроки их предоставления. Заказчик оплачивает поступления по факту, после принятия партии материалов. Метод является универсальным и так или иначе встречается у большинства фирм.
Процессы закупочной логистики можно выстроить следующими способами:
Традиционный способ |
Системный способ |
Создаются запасы всех необходимых предприятию ресурсов. Высокие расходы на содержание персонала и складов. |
Обеспечивается регулярная коммуникация между заказчиком и поставщиком. Предприятие оценивает собственные минимальные остатки ресурсов, чтобы определить, какие именно материалы нужно закупать. Самые популярные форматы системных закупок:
|
Закупочная логистика отличается в зависимости от масштабов ведения бизнеса конкретной компанией. Перед бизнесом почти всегда стоит выбор между надёжностью, бесперебойностью и, как следствие, высокими расходами на закупки, и динамичностью, снижением издержек, но возможным временным простоем при отсутствии запасов ресурсов. Однако в обоих случаях уменьшить затраты и риски можно, проверяя благонадёжность поставщиков заранее.