Инновации в сфере ритейл меняют традиционный подход к покупкам

На сегодняшний день российский потребительский рынок занимает почетное третье место в российской экономике по доле в ВВП после нефти и металлов. Высоко конкурентный сегмент развивается очень быстро и динамично, что во многом определяет необходимость инвестиций в автоматизацию торговых процессов и внедрения инноваций. Вот только готов ли российский бизнес к таким изменениям?

Просмотров: 416 29.07.2019 Аналитика

На сегодняшний день российский потребительский рынок занимает почетное третье место в российской экономике по доле в ВВП после нефти и металлов. Высоко конкурентный сегмент развивается очень быстро и динамично, что во многом определяет необходимость инвестиций в автоматизацию торговых процессов и внедрения инноваций. Вот только готов ли российский бизнес к таким изменениям?

Тенденции развития ритейла как и прежде, движутся в сторону снижения затрат на производство, а также исключения так называемого «человеческого фактора». Шаг навстречу уже сделал крупнейший российский ритейлер X5 Retail Group, установив в одном из магазинов сети современную систему типа «умный дом». Такое новшество позволяет снизить затраты на энергообеспечение, а также сделать адаптивным температурные и световые условия внутри магазина. Тестовую проверку проходит также система «электронных ценников», как эффективная замена бумажных аналогов. Уже сейчас можно сказать уверенно, что использование новинки показало свою эффективность в части снижения затрат рабочего времени сотрудников на 10 %. Правда есть и минусы такого ноу-хау - высокая стоимость, ведь «электронную бумагу» в России пока просто не производят.

Поход по супермаркетам в последнее время изменился до неузнаваемости. Многие платежи уже перешли в безналичный формат, можно заплатить, просто приложив к терминалу мобильный телефон. В ближайшем будущем процесс покупок может стать полностью автоматизированным. Подобная система Scan&go, тестируемая в сети супермаркетов «Глобус» в Московской области с 2016, работает по принципу самостоятельного сканирования товаров в торговом зале. Удобно то, что можно узнать и цену продукта и контролировать бюджет в процессе покупок, а также то, что сразу после сканирования можно упаковывать продукты, не дожидаясь оплаты на кассе. Используя QR-код для завершения покупки на специальных стойках можно произвести оплату наличными или банковской картой. Правда, как говорят авторы этой инновации, пока невозможно измерить ее эффективность, ведь такими сканерами пользуется только каждый 7-ой покупатель.

Проект умного мини-маркета Briskly, расположенного на территории бизнес центра IQ-Park в Москве воплотил магазин «будущего», использовав технологии, работающие не только без печати ценников, но и без сотрудников. Здесь процесс покупки происходит при помощи мобильного приложения, к которому привязаны данные паспорта и банковской карты. Задумка кажется успешной, но видимо традиции берут свое. Ввиду малой посещаемости, проект пока не окупился. Ежедневно сюда заходят не более 4-5 человек, предпочитая магазин, расположенный по соседству, ведь многие покупатели до сих пор предпочитают высокотехнологичным разработкам общение с живыми людьми.

Если к инновациям в торговом зале потребители пока относятся настороженно, то тенденция заказа и доставки товаров на дом, хотя это скорее маркетинговый ход, развивается более динамично. Рынок доставки продуктов на дом за 2018 год вырос на 50 %, что свидетельствует об определенном доверии потребителей к покупкам через интернет.

Ритейлеры давно доказали на примере биометрии и нейронных сетей, что инновации-это не всегда дорогостоящие инвестиции. Однако вопрос готов ли российский бизнес и потребитель к таким инновациям пока остается открытым. Справедливости ради, зарубежный опыт тоже не кажется столь блестящим. Стоит вспомнить пример одного из лидеров мирового ритейла, компании Amazon, которая осенью прошлого года представила концепцию полностью автоматизированного склада, а уже в мае заявила об окончании и неэффективности эксперимента, добавив, что возможно вернутся к замене всей рабочей силы роботами, правда лет через 10.

Довольно интенсивно в ритейле развиваются B2B и B2G сервисы, связанные с управлением каналами поставок. К их числу можно отнести EDI, ЭДО, включая электронные счета-фактуры и УПД, сервисы для управления ассортиментом и ценами, архивного хранения документов, заказа услуг по транспортировке товаров, аналитики по продажам и остаткам товаров. Включение в процессы заказа и поставки товаров государственных структур в виде Росалкогольрегулирования (ЕГАИС), Россельхознадзора (ГИС Меркурий) также требует автоматизированной передачи сведений и получения соответствующих сертификатов. Это открывает новые перспективы для операторов EDI и ЭДО обмена.

417