Работа с данными: что, где, как и зачем?

Работа с данными: что, где, как и зачем? Рассказывают профессионалы

3 декабря КОРУС Консалтинг СНГ собрал дата-журналистов и пишущих авторов деловых и социально-политических СМИ. Они поделились ценными лайфхаками своей работы со студентами и коллегами.

Просмотров: 478 05.12.2018 EDI

3 декабря КОРУС Консалтинг СНГ собрал дата-журналистов и пишущих авторов деловых и социально-политических СМИ. Они поделились ценными лайфхаками своей работы со студентами и коллегами.

Александр Богачев

Александр Богачев, основатель Data Storytellers, экс-руководитель дата-спецпроектов РБК

Свое выступление Александр сфокусировал на том, чего не хватает индустрии. Глобально, в дата-журналистике не хватает дата-журналистов! В профильных ВУЗах просто не дают тех навыков, без которых нельзя работать. Одним из важнейших навыков является работа в Excel, работа с базовыми, но супер-важными формулами вроде ВПР. «Российскую дата-журналистику спасут курсы Excel!», — декларирует Александр Богачев. Помимо профильных, дата-журналист должен совмещать навыки базиста, дизайнера, веб-программиста — вполне себе небольшой редакции.

На чем стоит сфокусироваться дата-журналисту в 2018 году? Необходимо постоянно мониторить инструменты по работе с данными (визуализации, скрейпингу, анализу, верстке) — как платные, так и бесплатные. Они появляются постоянно и очень помогают в работе. Во-вторых, нужно помнить о мобильном дружелюбии. Часто сделав крутое исследование, авторы напрочь забывают о мобильной версии. А большая часть трафика приходится именно на нее. Важно грамотно визуализировать материал: звучит просто, но от выбора диаграммы или гистограммы зависит общее восприятие темы. Говорили про скроллителлинг — это про то, как при прокручивании детализируется история и раскрываются новые данные. В вовлечение читателей неплохо помогает геймификация, но в основе всего все-таки истории, остросоциальные и те, что точно найдут отклик в читателе.


Виктор Овсюков

Виктор Овсюков, экс-корреспондент газеты «Деловой Петербург», политика

Социальные сети — такой же открытый источник информации, как и любой другой. И не стоит его недооценивать. Там могут всплыть яхты, новое гражданство, заборы и дачи. Идентификации и поиск в них доказательств — огромная часть работы современного журналиста, который занимается исследованиями.

Маленький лайфхак: можно сколько угодно менять ники в Facebook, но имя при регистрации всегда будет бережно сохранено в теле ссылки на страницу.


Екатерина Гаранина

Екатерина Гаранина, редактор Rusbase, спортивный маркетинг и стартапы

Как и где журналисту найти тему для материала? Формула: собственный эмпирический опыт + тренды + соцсети и поле интереса друзей отлично работает! Посмотреть с другой стороны на уже объезженную тему или найти что-то редкое, непопулярное, но общественно важное — искусство, к которому стоит стремиться!


Юрий Синодов

Юрий Синодов, главный редактор Roem, технологии

Как работать с источниками? Юрий предлагает задать рамки и на примере культурной тематики составил матрицу- план для публикаций, а также источников информации и вдохновения. Они могут быть как стандартные, так и совершенно нет: например, данные от первоисточника можно с легкостью дополнить информацией 3-их совершенно неожиданных лиц.


Светлана Зобова

Светлана Зобова, экс-корреспондент газеты «Деловой Петербург», антикоррупционные расследования

Светлана рассказала о том, как делать антикоррупционные исследования и познакомила с инструментами поиска информации. Все начинается со стандартных поисковиков, Google Earth, YouTube. Помогают ресурсы общественных инициатив, видеорегистраторы, социальные сети, форумы. «Язык бюрократа — способ скрыть воровство». Поэтому нужно все перепроверять в официальных источниках, вроде Росреестра (кадастровой карте), РГИС (Российской геоинформационной системе), судах, торгах фонда имущества и так далее.


Павел Горошков

Павел Горошков, редактор «Новый проспект»

Журналист-исследователь — тот же следователь, но без звания. В криминалистике есть два основных принципа, которым руководствуются и специализированные СМИ: все субъекты и ситуации имеют отличительные признаки и оставляют следы, по которым можно понять путь их взаимодействия. Какие следы оставляет субъект? Если он руководитель, их можно найти в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, если субъект владеет собственностью — в ЕГРН. Следы часто ведут в профреестры, ФИПС и так далее. После несложных поисков часто всплывают очень интересные факты.


Работа с открытым источниками занимает у специалистов много времени, а журналисту всегда нужно быть актуальными и оперативными — иногда речь идет о часах и минутах. Все они так или иначе используют специальные сервисы для поиска и обработки информации. Проблем с ним несколько: во-первых, они бывают достаточно дорогими, во-вторых, не всегда информация предоставляется в агрегированном виде, пригодном для дальнейшей обработки.

У КОРУСа в портфеле как раз есть сервис, подходящий в том числе для журналистских расследований. Это Сервис проверки контрагентов, доступный инструмент для поиска и обработки информации обо всех юридических лицах России. Он находится внутри цифровой платформы для бизнеса «Сбербанк Бизнес Онлайн» и включает в себя множество инструментов: финансовый анализ, данные о госконтрактах, арбитражных делах, возможных взаимосвязях между юридическими лицами — а стоит при этом всего 300 рублей в месяц.

479