Ужесточение правил выпуска электронной подписи

Минэкономразвития выдвинул просьбу о том, чтобы ужесточить требования к удостоверяющим центрам. Было выдвинуто предложение увеличить минимальный размер чистых активов таких организаций до 1 миллиарда рублей, ввести уголовную ответственность для их сотрудников, а права по выпуску электронной подписи для юридических лиц целиком передать в руки ФНС и Центробанка.

Просмотров: 11 09.07.2019

Минэкономразвития выдвинул просьбу о том, чтобы ужесточить требования к удостоверяющим центрам. Было выдвинуто предложение увеличить минимальный размер чистых активов таких организаций до 1 миллиарда рублей, ввести уголовную ответственность для их сотрудников, а права по выпуску электронной подписи для юридических лиц целиком передать в руки ФНС и Центробанка.

Изначально принятый в 2011 году закон “Об электронной подписи” требовал, чтобы размер чистых активов аккредитованного удостоверяющего центра составлял не менее 1 млн рублей, а минимально возможный запас финансов для покрытия возможных убытков должен составлять более 1.5 миллионов рублей. Спустя 4 года требуемые суммы возросли до 7 и 30 миллионов рублей соответственно. В 2017 году планировалось превратить отрасль в монополию государства (т.е полностью передать услуги выпуска электронной подписи от организаций к государственным органам управления), однако, проект ожидаемо был раскритикован игроками на рынке и не получил дальнейшего развития.

Помимо изменения финансовой составляющей, планируется сократить срок действующей аккредитации с пяти до трех лет. Если в работе удостоверяющего центра будут выявлены нарушения технического характера, то к руководству будут применены административные наказания. В то же время, если нарушения носят умышленный характер (например, выпуск электронной подписи по заведомо ложным документам), то наказания могут носить уголовный характер. В случае преждевременного отзыва аккредитации удостоверяющий центр сможет получить новую не ранее, чем через три года.

Несмотря на кардинальный характер изменений, они могут коснутся только внутренних вопросов самих удостоверяющих центров, а не их клиентов. Изменений в необходимых для выпуска ЭП документах в ближайшее время не предвидится как для физических, так и для юридических лиц.

12