Почему экосистема является эффективной бизнес-моделью?

По данным исследовательского агентства McKinsey в течении буквально нескольких лет более трети экономической деятельности в мире будут покрывать возможности цифровых платформ, основанных на принципе экосистемы.

Просмотров: 372 03.03.2020 Разное

Большие компании активно взялись за развитие своих цифровых платформ и готовы предлагать своим пользователям почти полных спектр необходимых услуг. В России роль, инициирующих образование таких экосистем выступают банки, сегодня два лидера «Сбербанк» и «Тинькофф».

По данным исследовательского агентства McKinsey, в течении буквально нескольких лет более трети экономической деятельности в мире будут покрывать возможности цифровых платформ, основанных на принципе экосистемы.

Само понятие экосистемы давно находится в обиходе, за исключением того, что раньше это понятие являлось объединяющим для поставщиков и производителей, а около 10 лет назад коснулось технологической составляющей. Организации поняли, что накопленные с течением времени пользовательские данные, могут быть монетизированы за счет возможности предложения потребителю новых услуг.

Преимущества экосистемы для всех участников показывают эффективность подобной бизнес-модели. Компании получают возможность дополнительного дохода, пользователи удобство в виде единого пространства, где все системы связаны между собой и не требуют дополнительной авторизации, введения паролей, платежных данных и т.д. Обладая способностью анализировать и прогнозировать потребительские предпочтения, система может сэкономить время пользователя на поиск товаров или услуг, предлагая нужное. Плюс существующие промо-программы между партнерами, позволяют предлагать пользователю привилегии, скидки, бонусы.

Для бизнеса модель экосистемы все же нова. Именно поэтому сегодня не существует готового успешного примера ее построения. Компании по всему миру наблюдают друг за другом, перенимая наиболее успешный опыт.

Ценность экосистемы на примере кофейных капсул Nestle.

В то время как компания Nestle только собиралась вывести на рынок капсулы для кофе, было решено подумать о кофемашинах, которые будут выпущены специально под эти капсулы. Бренд договорился о сотрудничестве с несколькими производителями на условиях патента на технологию их использования. Данное условие существенно осложнило возможность использования оборудования от сторонних производителей без официального одобрения со стороны Nestle. Подобным образом Nestle построил экосистему, имеющую большую ценность за счет сочетания взаимодополняющих компонентов.

Сам факт образования экосистем может быть объяснен некоторыми сдвигами в парадигме экономики.

  • Понятия «продукт» и «услуга» стали практически синонимичными, из-за глобальной цифровизации. Модульные решения с возможностью любого сочетания компонентов положили начало предоставлению совокупного предложения от продавцов.
  • Появился элемент зависимости выбора покупателя от различных электронных устройств и интернета. Это начало оказывать влияние на потребительское поведение и привычки, а для технологических компаний появилась возможность сочетать, ранее не сочетаемые товары и услуги.

Сегодняшний день-это не конкурирующие между собой единицы рынка, а целые экосистемы с хорошей технологической базой. Такая форма объединения способна предложить рынку сложные и многокомпонентные продукты для различных сфер.

В экосистеме, как и в успешной команде, важным является не только разработка каждой, отдельно взятой компании, но и способность содействовать инновациям других. Известно, что успешные примеры создания экосистемы начинались именно с расширения ценности базового продукта и последующего дополнения его функционалом или возможностями партнерской компании.

Сбербанк решил развивать экосистему, опираясь на опыт иностранных корпораций, Google, Amazon, Apple. Формирование платформы предполагает приобретение банком компаний из различных отраслей, которые являются разработчиками собственных сервисов, либо акций этих компаний. Тинькофф банк самостоятельно разрабатывает сервисы или договаривается о сотрудничестве с компаниями партнерами.

Таким образом, эпоха технологий способствует развитию более простого потребительского опыта и предоставления потребителю качественных продуктов, ограниченных рамками одной платформы.

373