Как работать с самозанятым бухгалтером?
Предприниматели и организации могут по разным причинам захотеть заключить договор с самозанятым бухгалтером. Например, малому бизнесу нужно сдавать минимальное количество отчётности на льготных режимах налогообложения, и держать у себя специалиста в штате попросту невыгодно. А среднему и крупному бизнесу бухгалтер-фрилансер может понадобиться, чтобы помочь штатному сотруднику. Выясним, может ли бухгалтер быть самозанятым, что нужно учесть перед оформлением договора с ним.
Особенности работы с бухгалтером-самозанятым
Начнём с того, что бухгалтер имеет право быть самозанятым и оказывать услуги различным клиентам: и ИП, и компаниям. Главное, чтобы годовой доход специалиста не превышал 2,4 млн руб. в год, а также отсутствовали наёмные работники. Единственное, бухгалтер не сможет выполнять заказы своего бывшего работодателя, если с момента разрыва трудовых отношений не прошло более 2 лет. Обо всех ограничениях в работе самозанятых можно узнать в ст. 4 и 6 закона № 422-ФЗ.
Особое внимание обратите на ваш образец договора с самозанятым бухгалтером. Важно правильно его оформить, чтобы при проверках ФНС не сочла гражданско-правовую сделку трудовым контрактом. В противном случае нанимателя привлекут к административной и налоговой ответственности:
-
Ч. 4 и 5 ст. 5.27 КоАП РФ устанавливает штрафы до 100 тыс. руб. для фирм и до 10 тыс. руб. для ИП. Если подмена трудовых отношений была неоднократной, то сумма штрафа увеличивается до 200 тыс. руб. для юридических лиц и до 40 тыс. руб. для предпринимателей.
-
В рамках ст. 54.1 НК РФ расходы на исполнителя могут не зачесть, и потому заказчику не удастся уменьшить налогооблагаемую базу.
-
Доначисление НДФЛ и обязательная уплата страховых взносов за фрилансера.
О том, как ФНС определяет подмену трудовых отношений, мы писали в отдельной статье.
Перед заключением договора оказания услуг с самозанятым бухгалтером необходимо проверить его на благонадёжность. С помощью Сервиса проверки физических лиц (СПФЛ) от СберКорус вы сможете узнать:
-
действительно ли у исполнителя есть статус самозанятого на дату заключения договора;
-
какие у него есть долги перед государством и/или другими контрагентами;
-
не находится ли специалист в процедуре банкротства;
-
действителен ли паспорт фрилансера;
-
не находится ли бухгалтер в розыске (например, за совершение экономических преступлений).
Предварительная проверка контрагента позволит выбрать добросовестного кандидата для сотрудничества и снизит риски дополнительных непредвиденных расходов в будущем.
Как правильно заключить договор?
Юридически корректно составленный договор будет выглядеть следующим образом:
-
Стороны необходимо обозначить как «Исполнитель» (бухгалтер) и «Заказчик» (наниматель). Ни в коем случае нельзя использовать формулировки «Работник» и «Работодатель» — тогда риски того, что сделку признают трудовой, возрастают.
-
В документе обозначьте, что бухгалтер сотрудничает с вами в качестве самозанятого. Если написать просто «Гражданин» или «Гражданка», то налоговая при проверке может счесть, что договор был заключён с обычным физическим лицом. В этом случае заказчик будет выступать как налоговый агент, обязанный уплачивать за исполнителя НДФЛ. Самозанятый платит налоги лично, нанимателю ничего делать не нужно.
-
В договоре нужно прописать обязанность бухгалтера сообщать заказчику, что он утратил статус самозанятого. Это же может стать поводом для расторжения сделки, поскольку сотрудничество с физическим лицом — это дополнительные расходы нанимателю.
-
Обязательно укажите крайние сроки сдачи актов оказанных услуг и чеков из приложения «Мой налог», чтобы вы смогли своевременно отчитаться перед ФНС.
-
Чётко обозначьте, какие услуги может оказывать самозанятый бухгалтер. Возможно, вам нужен специалист, занимающийся расчётами с сотрудниками. А может, вам нужен помощник для отправки отчётности в государственные органы. Потому в документе стоит указать конкретно, чем будет заниматься бухгалтер — например, составлением декларации по УСН «Доходы» за 2023 год, или подготовкой документов для выплаты зарплаты работникам в течение 2024 года. Описание задач необходимо, поскольку гражданско-правовые договоры предполагают наличие какого-то результата в итоге. Это отличает их от трудовых контрактов. Ни в коем случае положения договора не должны напоминать должностную инструкцию.
-
Установите санкции за нарушение обязанностей. Это может быть неустойка или штраф.
Как правило, самозанятые бухгалтеры оказывают услуги заказчикам удалённо. Потому важно, чтобы у нанимателя на руках были все закрывающие документы, чтобы при необходимости предоставить их в налоговую инспекцию.
Электронный документооборот с самозанятыми обеспечивает сервис «Подписант». Главные плюсы работы в системе:
-
можно подписывать все документы онлайн всего за 2 минуты с любой точки мира — договоры, акты, счета;
-
все входящие документы бесплатны, клиент оплачивает тариф только за исходящую корреспонденцию;
-
быстрое подключение самозанятых к сервису через ссылку-приглашение, которую можно отправить по электронной почте или через мессенджеры.
Telegram-канал СберКорус